Добрая женщина Древней Руси

Василий Осипович Ключевский писал: «Это была простая, обыкновенная добрая женщина Древней Руси, скромная, боявшаяся чем-нибудь стать выше окружающих. Она отличалась от других разве только тем, что жалость к бедному и убогому, – чувство, с которым русская женщина на свет родится, – в ней была тоньше и глубже, обнаруживалась напряженнее и, развиваясь от непрерывной практики, постепенно наполнила все ее существо». Память праведной Иулиании Лазаревской отмечает Церковь 15 января. Давайте вспомним подробности ее жития.

Пост, молитва и рукоделие

Чудом можно назвать уже то, что до нашего времени дошли подробности жизни этой удивительной святой. Ведь простая русская женщина редко оказывается в фокусе исторического внимания. Биографические заметки о праведной Иулиании, замечательные своей правдивостью, простотой и богатством бытовых подробностей, оставил нам ее сын. Трогательные строки о неприметном подвиге святой написали В.О. Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» и Г.П. Федотов в своем произведении «Святые Древней Руси».

Родилась праведная Иулиания в 30-е годы XVI века в городе Плосне в семье дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. В шесть лет она осталась круглой сиротой. Родственники взяли девочку к себе в Муром. Уже в юном возрасте святая несла подвиги, непосильные многим взрослым. Пост, молитву и рукоделие она предпочитала юношеским забавам. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ухаживала за больными, кормила их. Тетка и двоюродные сестры не понимали девушку и частенько подсмеивались над ней.

Однако слава о ее благочестии разнеслась по окрестностям. Когда Иулиании исполнилось шестнадцать лет, к ней посватался владелец села Лазаревское, расположенного неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин (Осоргин). Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской.

Тайная милостыня

В усадьбе Осоргиных было много слуг. Праведная Иулиания их хорошо кормила и одевала, не баловала, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому работу по силам и не требовала ни от кого личных услуг. Все делала для себя сама, не позволяла даже подавать воды для умывания.

Не оставила эта добрая женщина и заботы о нуждающихся. «Привычная мысль о бедном и убогом не покидала ее среди домашних и семейных хлопот. Она глубоко усвоила себе христианскую заповедь о тайной милостыне. Бывало, ушлют ее мужа на царскую службу куда-нибудь в Астрахань года на два или на три. Оставшись дома и коротая одинокие вечера, она шила и пряла. Рукоделье свое продавала и выручку тайком раздавала нищим, которые приходили к ней по ночам», – пишет В.О. Ключевский. Особенно заботилась святая о вдовах и сиротах.

Когда наступило время голода и моровой язвы, еще при Иоанне Грозном, праведная Иулиания вопреки своему обыкновению стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала ее голодным. Тайком от родных святая мыла в бане заразных больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека.

Хлеб из лебеды

В согласии и любви святая Иулиания прожила с мужем много лет, родила десять сыновей и трех дочерей. Семь из них умерли в младенчестве. После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Святая Иулиания согласилась, но, продолжая жить в миру, не ослабляла своих подвигов: днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов, спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, держала строгий пост.

По болезни и усталости праведная Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря – брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет, и на ней почивает Дух Святой».

После смерти мужа Иулиания стала еще более строга к себе, постоянно, даже во сне, творила Иисусову молитву. В своем повествовании сын свидетельствует о том, что святую от нападений бесовских спасал святитель Николай.

Праведница раздала свое имущество бедным. Как отмечает Ключевский: «Бедный был для нее какой-то бездонной сберегательной кружкой, куда она с ненасыщаемым скопидомством все прятала да прятала все свои сбережения и излишки. Порой у нее в дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уже под 60 лет, ходила всю зиму без шубы».

В страшные годы голода (1601–1603) в царствование Бориса Годунова, когда обезумевшие люди ели даже человеческое мясо, святая Иулиания, сколько могла, кормила своих слуг, оберегая их от этого греха.

Однако и ее запасы кончились, праведница дошла до полной нищеты. Ей пришлось переселиться в свою Нижегородскую вотчину, где голод менее свирепствовал, и отпустить на волю своих слуг, которых нечем было кормить. Но не все слуги покинули любимую госпожу. Тогда святая научила их собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб для детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили этим нищим: “Зачем это вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду”. – “А мы вот что скажем, – говорили нищие, – много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы – как бишь ее?” Многие нищие не умели и назвать ее по имени. Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом: отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: “Мастера же ее холопы хлебы печь!” С какой любовью надобно подавать нищему ломоть хлеба, не безукоризненного в химическом отношении, чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!» – удивляется Ключевский.

Кончина праведная

В 1604 году, разболевшись на Рождество, праведная Иулиания причастилась и простилась с детьми и слугами, «поучив их о любви и милостыне». Она призналась, что желала давно ангельского образа, но не сподобилась «ради грехов своих». Скончалась святая 2 января (по старому стилю). Прощавшиеся с ней видели над головой золотой круг, «яко же на иконах пишется».

 

Ночью праведная Иулиания явилась служанке и приказала отвезти себя в Муромские пределы и положить в церкви праведного Лазаря возле мужа. Ее тело положили в дубовый гроб, отвезли в село Лазарево, в четырех верстах от Мурома, и погребли 10 января 1604 года.

В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезней.

Святая праведная Иулиания была причислена к лику святых. Сегодня ее мощи почивают в Николо-Набережном храме города Мурома.

***

 

Федотов Г.П.: «Подвиг праведной Иулиании в его смиренной красоте дает понятие о том, как глубоко Евангелие могло войти в совесть и преобразить жизнь древнерусского человека».

Ключевский В.О.: «Никто не сосчитал, ни один исторический памятник не записал, сколько было тогда Ульян в Русской земле, и какое количество голодных слез утерли они своими добрыми руками. Надобно полагать, что было достаточно тех и других, потому что Русская земля пережила те страшные годы, обманув ожидания своих врагов».

Подготовила Марина Шмелева

Сайт Покровской епархии


Добрая женщина Древней Руси

Комментарии закрыты