О радости нескончаемого праздника

Пасха Христова не заканчивается с окончанием Светлой седмицы. Церковь установила совершать Отдание Пасхи (конец многодневного периода, начинающегося после даты самого праздника, в течение которого праздник продолжает чтиться) в среду пред Вознесением. То есть пасхальное торжество длится почти сорок дней. И это не случайно.

Апостол и евангелист Лука пишет в книге Деяний святых апостолов, что Воскресший Христос являлся апостолам на протяжении сорока дней и говорил им о Царствии Божием (Деян. 1:3). Интересно, что точное указание на период пребывания Господа на земле от Воскресения до Своего Вознесения имеется только в упомянутом отрывке Деяний. Являясь и исчезая перед Свои- ми учениками, проходя через запертые двери и вкушая пищу, Христос снова и снова удостоверяет их, будущих проповедников Евангелия, которые еще до конца не пришли в себя от ужаса пережитых страданий и смерти своего Учителя, в том, что Он действительно Воскрес. По преданию, Христос совершал в это время с учениками Евхаристию и учил их о Царствии Божием – о той новой жизни, которую Он дал людям через Свою крестную смерть и Воскресение.

Христос принес не новое философское учение, не рецепты по преобразованию социальной жизни и построению рая на земле. Царство Его не от мира сего. Он принес людям возможность преображения ветхой жизни в Новую. Бог вернул падшим и парализованным своими собственными грехами людям Самого Себя! Отныне ничто не препятствует быть причастным Создателю и участвовать в блаженной Божественной жизни. Об этом радость Церкви!

Во весь этот сорокадневный период верующие приветствуют друг друга радостными восклицаниями «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!», а церковное богослужение содержит элементы из пасхальной службы. Наиболее ярким из них является канон Святой Пасхи, написанный преподобным отцом VIII века святым Иоанном Дамаскиным. Это творение преподобного сопровождает почти каждую воскресную утреню (название богослужения) в период от Пасхи до Вознесения, за исключением Фоминой недели, т.е. следующего воскресного дня после Пасхи. Канон Святой Пасхи поется только 12 раз в году: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели (т.е. воскресения): жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, а также на Отдание Пасхи.

Канон как жанр церковного песнотворчества – это довольно позднее явление в византийской гимнографии. Этот вид богослужебной поэзии восходит к Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского (VII в.), который послужил образцом для многих авторов. Такой жанр призван воспеть и раскрыть различные грани празднуемого события или жизни святого. Нужно помнить, что ум древних авторов был погружен в размышление над Священным Писанием. Представьте, что вы находитесь в VIII веке: печатный станок еще не изобрели, темп жизни несравнимо медленнее современного, Интернета нет. Есть немного очень дорогих рукописных книг. Что читать? Вы христианин и призваны изучать Слово Божие. Священное Писание древние знали досконально: читали и перечитывали вновь, видели глубокие взаимосвязи описанных там событий. Все: окружающая действительность, собственная жизнь и внутренний мир, церковные праздники – воспринималось через призму Библии. Это явление ярко видно и в канонах, где автор, объясняя суть торжества, ткет сложный и прекрасный узор из ветхозаветных пророчеств и образов, скрытых новозаветных цитат, догматических определений и поэтических славословий. Все это есть и в каноне Пасхи.

Канон – это большое сложное произведение, имеющее свою структуру. Оно состоит из девяти так называемых песней, которые включают такие более мелкие формы церковной гимнографии, как ирмосы, тропари, кондаки, катавасии и другие. Ирмосы поются в начале песни и задают музыкальный и тематический тон тропарям, которые следуют за ними. Катавасия – это тоже ирмос, он поется в конце песни, после тропарей. Давайте разберем сказанное на примере пятой песни Пасхального канона. Для большей ясности будет использоваться русский перевод Пасхального канона, сделанный Юрием Ивановичем Рубаном.

Ирмос: «Встанем рано утром (утренюем утреннюю глубоку), и вместо мира принесем песнь Владыке, и увидим Христа, – Солнце Правды, – всех жизнью просвещающего» (Лк. 24:1; Мал. 4:2). Тропари: «Связанные узами ада, видя безмерное милосердие Твое, Христе, радостно устремились к свету с хвалами вечной Пасхе» (Ис. 49:9; 1 Пет. 3:19). «Пойдем со светильниками в руках навстречу Христу, выходящему из гроба, как Жениху, и радостно вместе с празднующими чинами [ангелов] будем праздновать спасительную Божию Пасху» (Мф. 25:1). В скобках указаны места из Священного Писания, с которыми связан текст данной части канона. Как видим, ирмос призывает слышащих его встать рано утром (это скрытая ссылка на жен-мироносиц, рано утром, когда еще была тьма, пришедших ко гробу Христа) и воспеть Христа, Который, подобно солнцу, всех озарил жизнью, победив смерть и ад. Видим тему света и тему встречи со Христом.

В первом тропаре: пленники ада устремились к Свету-Христу, радуясь своему избавлению. Во втором тропаре: опять – встреча Воскресшего Христа, светильники в руках. В обоих тропарях прославляется Пасха Христова, чему и посвящен весь канон. Видим, что, действительно, ирмос содержит тему и образы, которые далее развиваются в тропарях.

Таким образом «работают» все песни канона. Перед тропарями поется припев: «Христос Воскресе из мертвых». Примечательно, что Пасхальный канон, в отличие от современной практики исполнения всех других канонов, всегда поется весь, а не только ирмосы.

Между 6-й и 7-ой песнями поется несколько особых песнопений: кондак праздника Пасхи, икос и известное «Воскресение Христово видевше». Кондак, как и тропарь праздника, но более подробно, сообщает смысл праздника. Когда мы говорим «тропарь праздника», то имеем в виду центральный, главный тропарь празднуемого события, а не рядовые тропари разбираемого канона. Давайте сравним тропарь и кондак. Тропарь: «Христос Воскрес из мертвых, Смертью смерть победив и пребывающим во гробах Жизнь даровав!» Кондак: «Хотя Ты, Бессмертный Христос Бог наш, и сошел во гроб, но уничтожил силу ада и Воскрес Победителем. Женам-мироносицам Ты возвестил: «Радуйтесь!» и Своим Апостолам подарил мир; [а всем] падшим подаешь воскресение».

Кондак несет более подробную информацию: здесь говорится о смерти Бессмертного Бога, Его погребении (сошествии во гроб), Его победе над силами ада, которая выразилась в Его Воскресении, и о радости будущего телесного воскресения, которое теперь доступно всем. Тропарь краток, но побогословски глубок: смертью Христа смерть в принципе побеждена, и всем мертвым дарована Жизнь. Обратим внимание на большую букву слова «Жизнь» – это синоним слова Бог. Бог и есть Жизнь. До прихода Христа мертвые были лишены Ее.

Домостроительство нашего спасения – все, что сделал Бог для спасения человечества, погибающего от невозможности быть причастником Божественной жизни после грехопадения Адама и Евы – есть тайна, о которой святые отцы, чтобы отчасти проникнуть в нее, пытались мыслить образами. Для того чтобы понять смысл опасного положения человека до прихода Христа, приведем образ из современной жизни. Водолаз работает глубоко под водой. По какой-то его оплошности прекратилась подача воздуха, например порвался кислородный шланг. Он задыхается и скоро умрет. Сам себе он помочь не в состоянии – нужно, чтобы сверху кто-то быстрый и сильный доставил ему спасительный воздух. Христос-Богочеловек приносит людям такой воздух – причастие благодати Божией, в котором состоял изначальный смысл творения человека.

После грехопадения люди попали во власть сатаны, которая выражалась в том, что после телесной смерти все, и праведники, и грешники, сходили в ад – мрачное место или состояние, лишенное Богообщения. Нет Богообщения – нет и подлинной жизни. Есть смерть! Во Христе Бог стал Человеком и добровольно принял смерть, чтобы сойти, как и весь род человеческий, в эти адовы темницы, владения сатаны. Но вмести с душой Христа в ад спустился Бог, Сама Жизнь. Так царство тьмы было разрушено, томившиеся души освобождены. Тема сошествия во ад и победы над смертью – это центральная тема канона Пасхи. Второй тропарь седьмой песни Пасхального канона снова объясняет: «Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника происшедшего».

«Иная, вечная жизнь» плохо выражается словами, которые работают, описывая реалии земные, но не «иные», – она переживается в личном опыте христианской жизни. Таинство Евхаристии – это таинство приобщения Воскресшему Христу, в котором (таинстве), в случае нашей внимательной подготовки к нему, полнота Его Божественной жизни перетекает в нас. Евхаристия – это источник бессмертия, из которого Церковь призывает пить своих чад! В первом тропаре восьмой песни канона слышим: «Придите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его как Бога во веки» (Мф. 26:29, Пс. 103:15). Виноградная лоза – символ Христа и символ Евхаристии. Царству Христову мы приобщаемся через участие в этом таинстве. Обычно канон поют быстро, поэтому текст трудно понять. Да и славянские выражения иной раз странно звучат. Чего стоит, например, выражение «спразднуим любопразднственными чинми». С первого раза и не выговоришь, а певцы это быстро поют! Поэтому, кому интересно, можно прочитать Пасхальный канон в русском переводе. Ведь нам слушать его сорок дней!

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Сайт Симбирской митрополии

О радости нескончаемого праздника

Комментарии закрыты