Детство и юность Иисуса Христа

Untitled  Иеромонах Филадельф

Иосиф тяжелым трудом добывал для маленького Иисуса и Его Матери насущный хлеб. И конечно, Христос, как только стал подрастать, старался помогать мнимому Своему Отцу в его трудах.

До начала двадцатого столетия ни в духовной литературе, ни, тем более, в изобразительном искусстве не разрабатывалась тема о «трудничестве» Отрока Иисуса. Но в 1908 году на выставке в Париже появилась картина, обратившая на себя внимание верующих.

На полотне изображено очень бедное помещение. Прекрасная Дева вертит колесо столярного верстака. Рядом в сосредоточенной позе сидит старый плотник, обнявший маленького Мальчика. Луч света, проникнув в небольшое оконце, образует сияние вокруг головы Ребенка. В Его руках кусочек дерева, от которого летит мелкий дождь опилок. Кто не узнает в этой картине старца Иосифа Обручника, обучающего Отрока Христа столярному делу?

Дни Богоматери проходили, как всегда, в трудах. Имея прекрасное образование в пределах знаний, доступных евреям, Она, как говорит Предание, учила грамоте детей, и, конечно, Она же учила грамоте и Иисуса… Странное обучение, где неизвестно, кто больше учил: Мать или Сын, от всякого слова Которого лучи знания, постижения Причины причин должны были озарять внутренний мир Пресвятой Учительницы…

От окружающих были скрыты главные, непостижимые тайны… О чем думал Божественный Отрок? Каково было в Нем соотношение всезнания Божества и ограниченного знания ребенка?

Отрок Иисус, отмеченный сиянием Неба, жил так обособленно, что о нем не знали даже в соседних селениях. Например, Нафанаил, живший по соседству с Христом в Кане Галилейской, впервые услыхал об Иисусе, когда Ему было 30 лет. Так бывает, когда великое сокровище остается незамеченным людьми, которые, имея очи, чтобы видеть, – не видят.

Когда Иисусу было двенадцать лет, совершилось событие, которое открыло для Богоматери новый род страданий.

На праздник Пасхи Богоматерь и старец Иосиф взяли Иисуса в Иерусалим. По окончании праздника они пошли обратно в Назарет, очевидно, со своими земляками. Иисуса с ними не было, они были уверены, что Он идет сзади с другими богомольцами. На первом привале они обошли все кружки отдыхающих богомольцев, но не нашли Иисуса.

Встревоженные, они вернулись в Иерусалим. В страхе и печали вошла Пресвятая Дева в храм, чтобы помолиться и получить вразумление, где искать Сына. И вот, видит Она, Отрок Иисус сидит среди древних старцев и слушает их со смирением, свойственным отроку Его возраста, но вопрошает их с силою, доступной лишь Богу. На лицах людей, окружавших юного Христа, было написано изумление и ужас пред мудростью Отрока.

Сердце Благословенной исполнилось радостью при виде Дорогого лика Иисусова, и Она обратилась к Сыну со словами нежного упрека: «Чадо, что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. – Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Это были первые слова Христа, сохраненные Евангелием, первое открытое признание Себя Сыном Божиим, и первое прямое указание Своей Матери, что Он уже не принадлежит Ей, а принадлежит делу проповеди и служения людям…

Как тяжело должно было отдаться это слово в груди Богоматери! Поняв, что Ее Иисус будет принадлежать не только Ей, но человечеству, Она сделала то, что делала всю Свою великую жизнь: безмолвно склонилась пред вышнею волею.

А позже Пречистая Дева сделала больше: Она стала Матерью того человечества, которое отняло у Нее Иисуса и ради которого Иисус пошел на Крест.

Через несколько лет Иосиф Обручник отошел к праотцам, которым мог возвестить о пришествии в мир желанного Мессии. По преданию, он умер в глубокой старости – ста десяти лет от роду. Могила его находится в той самой Гефсиманской пещере, где покоилось несколько дней пречистое тело Богоматери, до воскрешения Ее Божественным Сыном.

Теперь Пречистая должна была еще больше трудиться, чтобы поддерживать скудное хозяйство. Но несмотря на Свои заботы, Она соткала для Иисуса замечательно выполненный красный полотняный хитон, который Христос носил до самой смерти. В рукоделии Богоматерь была по-прежнему искусна.

Шел год за годом. Если Евангелие и церковные предания дают нам несколько скудных сведений о младенческих и детских годах Христа, то нет решительно никаких данных о годах Его возмужания. Его жизнь между явлением в двенадцатилетнем возрасте во храме Иерусалимском и Крещением в Иордане покрыта непроницаемой тайной, но можно достоверно предположить одно: Пречистая Дева в эти годы утешалась близким единением с Иисусом. Он был при Ней. Она видела и слышала Его, и уже по бесконечному Ее совершенству, не говоря уже о Ее великой любви к Нему, Христу было ближе, чем кому-то другому, открывать Ей тайны, которые Он мог открыть.

Источник: Филадельф (Боголюбов), иером. Заступница Усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. – М.: Русский духовный центр, 1992. С. 46-48.

STSL.Ru


Детство и юность Иисуса Христа

Комментарии закрыты