Благоволения Божия предображение…

4 декабря Святая Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Этот великий праздник вошел в число двунадесятых позже остальных, но сейчас трудно представить себе церковный календарь без воспоминания о столь знаменательном событии, послужившем предвестием спасения людей.

Историческим источником, повествующим нам о рождении и детстве Пречистой Девы, является так называемое Протоевангелие Иакова — апокриф рубежа II–III веков, который прочно вошел в Предание Церкви и пользовался авторитетом у святых отцов. Из этого текста мы узнаём, что родители Пресвятой Богородицы — праведные Иоаким и Анна, получив на старости лет великое утешение от Господа — рождение долгожданной Дочери, дали обет посвятить Ее Богу. Когда Деве Марии исполнилось два года, праведный Иоаким предложил супруге исполнить обет, чтобы Господь не отверг их за промедление в обещанном. Святая Анна предложила ему подождать еще год, «чтобы ребенок не стал искать отца или мать». По прошествии года пришло время это обещание исполнить. Торжественная процессия с непорочными иудейскими девицами, держащими в руках зажженные светильники, с пением священных песнопений двинулась из Назарета в Иерусалим, к храму Господню. На пороге храма Деву Марию встретил священник и, поцеловав, дал благословение, а затем ввел ее во храм, где ей теперь предстояло жить.

Уже позже к этому сказанию добавлялись детали, которые воспринимаются теперь как часть церковной традиции. В частности, принято считать, что священником, встретившим Младенца Марию, был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, и что он не просто встретил Деву на пороге храма, но по особому наитию свыше ввел Ее в Святое Святых, куда мог входить, да и то лишь раз в год, только сам первосвященник, принося жертву за народ Израиля.

***

Авторы канонов утрени праздника Введения — святитель Георгий, митрополит Никомидийский, и Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, — приглашают нас присоединиться к торжественному шествию, сопровождающему Деву в храм: «Богоро́дицы пра́зднующе в невходи́мых предше́ствие, свещеиму́ще у́мно с весе́лием, днесь и мы с де́вами к хра́му прибли́жимся» («Празднуя вступление Богородицы в недоступные места, и мы в сей день с невещественными светильниками в веселии приблизимся с девами ко храму», тропарь 3-й песни 2-го канона утрени). Богослужение праздника пронизано неизреченной любовью к Богородице, почитанием подвига Ее праведных родителей, невыразимой радостью о приближении спасения падшего человечества.

Церковные песнописцы акцентируют наше внимание на нескольких важнейших моментах, связанных с празднуемым событием, стараясь раскрыть всю многоплановость той встречи у ступеней Иерусалимского храма. В первую очередь, это тема жертвенности: Пречистая Дева — Жертва Богу в высшем понимании этого слова. Жертва Богу от Своих праведных родителей («Ро́ждше па́че наде́жди Пречи́стую Де́ву, благочести́во обеща́хуся Бо́гу принести́ и исполня́ют, даю́ще я́ко же́ртву, рожде́нную от них, Иоа́ким днесь и А́нна, в дом Бо́жий», тропарь 4-й песни 2-го канона), дар Господу от всего рода царя Давида и от лица всех ветхозаветных праведников («Да веселя́тся пра́отцы днесь, Влады́чице, и да ра́дуется ро́ждшая Тя со отце́м Твои́м, я́ко плод их Го́споду прино́сится», тропарь 5-й песни 2-го канона).Пречистую Деву приводят в храм как непорочную Агницу, которая заменит ветхозаветные кровавые жертвы — они действительно совсем скоро безвозвратно уйдут в прошлое. «Писа́ние мимотече́ и оскуде́ зако́н, я́коже сень»—оканчивается служба подзаконная, поскольку человечество принесло в храм Божий совершенную Жертву, чтобы от Нее родился Тот, Кто принесет в жертву Себя за все человечество.

Пресвятая Дева, приводимая в храм, Сама воспринимается как Храм Божий: «Превы́шши, Пречи́стая, Небе́с бы́вши, храм и пала́та, в храм Бо́жий возложи́лася еси́ Тому́ угото́ватися в Боже́ственное жили́ще прише́ствия Его́» («Высшим Небес храмом и дворцом нареченную посвящают в храм Божий Тебя, Всечистая, да будешь приготовлена Ему в жилище Божественное при Его пришествии», тропарь 1-й песни 1-го канона). Вводимая во Святое Святых, где хранится Ковчег Завета,— Сама есть Скиния и Ковчег: «В храм зако́нный вхо́ды соверша́ет храм Бо́жий, Небе́сная ски́ния, из Не́йже нам, су́щим во тьме, Свет возсия́» (тропарь 6-й песни 2-го канона). А в 8-й песни канона святитель Георгий приводит диалог праведной Анны и Захарии, который удивляется, как храм Божий вместит Ту, что родит Бога, «пресла́вно превосходя́щую Свята́я благода́тию».

В богослужении этого праздника раскрываются перед нами и взаимоотношения Христа и Его Матери. Пречистая уподобляется Невесте Христовой, Которая вводится в Чертог Жениха: «Невестокраси́тель днесь яви́ся кра́сный Де́вы храм и черто́г, прие́м одушевле́нный черто́г Бо́жий, Чи́стую, и Непоро́чную, и Светле́йшую всея́ тва́ри» («Храм явился в сей день прекрасным украсителем Невесты и покоем брачным, одушевленный Чертог Божий приняв, — Чистую, и Непорочную, и Светлейшую всего творения», тропарь 3-й песни 1-го канона). Царица приводится к Своему Царю: «Дави́д, предначина́я ликова́ние, игра́ет, и ликовству́ет с на́ми, и Цари́цу зове́т Тя укра́шену, Пречи́стая, предстоя́щу, Всечи́стая, в хра́ме Царю́ и Бо́гу» (тропарь 3-й песни 1-го канона). Здесь песнописец отсылает нас к псалму 44, в котором прообразовательно повествуется о вхождении Пресвятой Владычицы нашей в Чертог Царя и Бога: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему. <…> Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. <…> Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века (Пс. 44, 10–11, 14–15, 17). Пройдет еще десяток лет, и Дева повторит сказанные задолго до Ее рождения пророчества из этого псалма: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46–48). Необычайны, недостижимо высоки, невероятно трудны для нашего понимания эти отношения Христа и Пречистой Девы — Невесты Христовой, Дочери Царя Христа и вместе с тем Матери, вскормившей Богомладенца.

***

Сопереживая событиям этого дня, мы в удивлении преклоняемся перед Младенцем Марией, «трилетствующей телом и многолетствующей духом», так осознанно вошедшей в храм Божий. Преклоняемся и перед Ее праведными родителями, не замедлившими исполнить обет и переживавшими при расставании с любимой и единственной Дочерью лишь о том, чтобы Дитя не обратилось назад. Немыслимая жертва для большинства современных родителей, относящихся к детям, как к своей собственности. Но мы должны всегда помнить, что наши дети — не только наши, как и мы — не дети наших родителей, вернее, не только их.

Введение Девы Марии во храм является следующим после Ее Рождества звеном в соединении Ветхого и Нового Заветов, еще одним шагом к Боговоплощению. С этого дня начинается воспитание и приготовление Пречистой Девы к тому дню, когда Она скажет явившемуся Ей Архангелу Гавриилу: Буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38). И не случайно именно в праздник Введения мы впервые слышим, как поются в храме ирмосы рождественского канона: «Христос раждается, славите…».

Священник Алексий Стрижов

Православие и современность


Благоволения Божия предображение…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*