Домашнее богослужение во время карантина

Материнские заметки

«Молитесь дома», – говорят сейчас нам учителя Церкви, епископы. «Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву… призываю вас… воздержаться от посещения храмов», – сказал нам Святейший Патриарх[1].

Как же нам быть, если мы привыкли жить «в ритме церковных богослужений», день седьмой начинать с храма? Хоть немного, хотя бы ненадолго – но приходить на удивительные богослужения Великого поста и Страстной седмицы – богослужения, которые бывают только раз в году. Богослужения, которыми наша Церковь сотни лет учит, воспитывает нас, утешает, вразумляет. Настраивает – очень тонко и точно – на нужный лад, на покаяние и следование за Господом нашим. И каждый воскресный день – это праздник, малая Пасха. А ведь у нас впереди один за другим праздники двунадесятые. Как говорили и говорят нам мудрые и опытные учителя-священники: «В семье должны отмечаться православные праздники»[2]. И вот как:

«Праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном обеде или ужине, в одежде, в содержании молитв, а прежде всего и самое главное – в посещении Церкви»[3].

Вот же оно, главное: посещение Церкви. Как же нам прожить без храма? Прожить целую неделю, а может быть, и две, и три недели?

Служить Богу во всякое время, на всяком месте

Чтобы ответить на этот грустный вопрос, в первую очередь стоит, наверное, немного оглянуться назад. Далеко не всегда у верующих людей была возможность собираться в храме для совместной церковной молитвы и общего дела – Литургии. Еще совсем недавно в нашей стране многие и многие верующие семьи при всем желании, при всем стремлении не могли прийти в храм на службу. И ведь люди все равно молились, все равно жили именно в ритме церковной жизни, в ритме церковных богослужений – и приобщали к этой жизни своих детей[4]. Как? В том числе – с помощью домашних богослужений. Вот как об этом говорил профессор и тайный священник, отец шестерых детей Глеб Каледа:

«В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни»[5].

Очень важно продолжать жить в ритме церковной жизни – при любых обстоятельствах

Обстоятельства жизни христиан в последние две тысячи лет складывались по-разному. И будут еще складываться по-разному. Бывало спокойное, мирное время, христианское государство и христианин-Государь. Бывали гонения на христиан, гонения на все собрания христиан. Бывали войны. Бывали моры-эпидемии. И вот сейчас у нас эпидемия, объявлен карантин. Как долго все это продлится, насколько серьезной будет ситуация – всего этого мы не знаем. Но, так или иначе, мы можем быть готовы хранить свою веру Богу, верность Церкви в самых разных обстоятельствах. Так, чтобы в любой ситуации, если есть хоть малейшая возможность продолжать жить в ритме церковной жизни, продолжать молиться, воспитывать детей в вере с верой, сделать свой дом местом любви, радости – и молитвы, служения Богу.

Снова обратимся к опыту и наставлениям отца Глеба Каледы:

«Можно править службы в домашней квартире, в лесу, в поле, в пещере и даже в номере гостиницы.

В предисловии к Псалтири, изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (М., 1973), говорится: “Если верующий не был за богослужением в храме, то он может включить в свое домашнее правило или псалмы из богослужения, или же полностью ту или иную вседневную службу (кроме Божественной литургии, совершаемой только епископом или священником): утреню и первый час; часы третий и шестой и изобразительные, девятый час и вечерню”»[6].

О том, как и зачем сегодня, в XXI веке, даже с маленькими детьми на руках можно устраивать домашнее богослужение, – я писала не раз (см, например: «Домашнее богослужение как часть жизни семьи»).

С Церковью на карантине

Сейчас мы не можем покидать свои дома, но впереди – несколько особенных богослужений, одно воскресенье без храма (будем надеяться, что только одно!). Как мы приобщимся к богослужениям, сможем ли приобщить к ним своих детей? Все зависит от нас самих, от нашего желания, возможностей. А возможности у каждого, конечно, разные.

Кто-то сейчас может почти «уйти в затвор»: нет необходимости ездить на работу, нет суеты, значительно сократились ежедневные дела – и вот она, чудесная возможность читать дома, может быть, вообще все богослужения суточного круга. А у таких, как мы, карантин мало похож на затвор: в доме все вместе – младенцы, младшие школьники, старшие школьники, оба родителя работают дома. Дистанционное обучение в школе или продолжение семейного обучения – все это мало напоминает «всенародные каникулы», дел стало, пожалуй, даже больше. Но, с другой стороны, теперь не нужно отвозить детей в музыкальную школу, не надо встречать после спортивной секции. Мы не сидим, работаем – но все же мы дома, и значит, есть возможность составлять расписание жизни, отталкиваясь только от потребностей семьи. И если есть у нас потребность, желание соотнести нашу жизнь с жизнью Церкви – как раз сейчас можно это сделать. Хоть немного. Хотя бы попробовать.

Библия. Можно каждое утро после общего утреннего правила, даже если оно очень и очень короткое, читать Священное Писание.

Каждое утро после общего утреннего правила – читать Священное Писание

Сейчас, Великим постом, в будние дни это чтение Бытия, книги притчей Соломоновых и книги пророка Исаии. И если мы не делали этого раньше – можно начать прямо сейчас. Можно просто начать читать вместе с детьми каждое утро, перед завтраком, книгу Бытия. Просто подряд, по несколько стихов за раз – в синодальном переводе или даже на славянском (это зависит от подготовки детей). А можно читать вместе с Церковью те чтения, которые положены на сегодняшнем богослужении в храме (проследить за порядком чтений можно здесь). С детьми довольно легко читать именно книгу Бытия: чтение сюжетное, доступное, и только изредка приходится выпускать при чтении какие-то недетские места. Книга притчей Соломоновых тоже довольно легко воспринимается детьми уже младшего школьного возраста. Это чтение Библии займет 15 минут, может, полчаса – но это уже освятит каждый наш день. И это уже приобщит наш дом церковному богослужению каждого дня.

Псалтирь. В своем выступлении по случаю эпидемии митрополит Тихон (Шевкунов) напомнил нам о чтении Псалтири. Как же можно читать эту удивительную книгу, когда полон дом забот и детей? Не могу сказать, что легко, но в общем-то… легко. Каждый вечер, укладывая детей спать, мы с ними читаем книги. Великим постом читаем что-то «душеполезное»: жития, патерики, воспоминания… Только что закончили читать про старца Гавриила (Ургебадзе), сейчас читаем об иконах Божией Матери. Читаем немного, недолго, один сюжет, или – об одной иконе. На таком чтении присутствуют и папа, и мама, и взрослые дети, и средние, и малыши. Потом взрослые дети занимаются своими взрослыми делами, а я в детской спальне читаю книжку младшим (сейчас английские народные сказки). А вот потом, уже по-настоящему укладывая спать малышей, можно почитать что-то из богослужения дня, в том числе – Псалтирь. Например, просто читать подряд эти древние песни, одну славу за другой, одну кафизму за другой. Можно читать именно то, что сегодня читается в храме, – для этого достаточно открыть текст сегодняшнего богослужения в интернете.

Все это может выглядеть по-разному. Теплится лампадка, горит нижний свет или свеча. Мама читает нараспев, негромко, спокойно; папа держит на руках двухлетнего малыша, покачивает его. Или по-другому: малыш лежит в кровати, мама сидит рядом с малышом (или мама лежит в обнимку с засыпающим малышом; или у мамы на руках может быть другой малыш…); папа стоит у икон, читает – также нараспев, негромко. От тихости, спокойности, монотонности дети засыпают. А родителям в это время удается еще и помолиться. Правда, удается: если дети при этом не кричат, то вполне можно сосредоточиться на молитве.

Чтение святых отцов. И Великий пост, и карантин – все это повод приобщиться к драгоценному наследию святых отцов и учителей нашей Церкви.

Читать святых отцов и учителей нашей Церкви – вместе: мужу и жене. Такое чтение по-настоящему соединит их друг с другом

Мне кажется важным читать не только самому, не только для себя – но и вместе, мужу и жене. Это чтение может по-настоящему соединять нас друг с другом. На новом, иногда на неожиданно новом для нас уровне. Совсем немного почитать, одну страничку, полстранички – но вместе. Потом обсудить, если хочется, а если не хочется – не обсуждать. Это чтение еще и поможет нам правильно настроить самих себя и друг друга. Карантин, тревоги, экономическая нестабильность… Люди уже остаются без работы. Работодатели уже несут огромные убытки, когда производство останавливается, а отпуск работникам – за счет самого предприятия. Новости, фейковые и настоящие, слухи и смуты даже в церковной среде. Как пережить все это, как хотя бы на сон грядущий отойти от всего этого умом и сердцем? Вот он, возможный выход – читать вместе с любимым, с любимой – отцов Церкви. Святых Иоанна Златоуста (когда-то я публиковала список его текстов о семье: «Святитель Иоанн Златоуст о семье и образовании детей»), Тихона Задонского (например, «О должности христианской»), Феофана Затворника (этим постом мы читаем «Путь ко спасению»), Иоанна Шанхайского (проповеди). Современных авторов: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), владыку Антония Сурожского, преподобного старца Паисия, преподобного Порфирия Кавсаколивита… Текстов множество, главное – выбрать вместе, чтобы и мужу, и жене – обоим – это было понятно и интересно читать.

Стояние Марии Египетской

Ближайшее особенное богослужение, которое выпадает на карантин, – чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея, епископа Критского. Как можно приобщиться дома этому богослужению? Можно, конечно, включить онлайн-трансляцию по телевизору или в интернете… Экранная у нас жизнь сейчас. Особенно на карантине. Казалось бы – дома сидим. Тишина – прямо затвор в пустыне. Но на деле наш затвор больше похож на ярмарочную суету. Мы официально отказались от мира и… полностью погрузились в онлайн.

То, что службы транслируются по телевизору, – это большая радость, возможность для многих из нас вообще увидеть службу. Говорила с парализованным, глубоко верующим человеком: для него это чудо. Ведь он живет лежа на специальной кровати, и вся его жизнь – небо в окне, общение с сиделкой и телевизор. И чудо – в том, что он может «почти побывать на службе» во время таких трансляций.

Но все же богослужение – это не «сесть перед экраном». Это не концерт духовной музыки и не театр. Во время богослужения мы призваны быть не зрителями и слушателями, но – соучастниками. Во время богослужения – молиться и служить Богу. И если мы хотим сами – и вместе со своими детьми – приобщиться богослужению, то стоит, наверное, устроить домашнее богослужение.

Трансляции недостаточно: мы не слушатели и зрители, но соучастники богослужения – поэтому стоит устроить домашнее богослужение

Наверное, для начала стоит запланировать это самое богослужение (предупредить детей заранее, время согласовать; у нас, например, сейчас по средам онлайн-уроки, дети на дистанционном обучении – придется учитывать). Прибрать в комнате, где будет проходить служба. Зажечь лампадку, свечки – что есть. Хорошо бы и ладан. Одеться «как для гостей».

Как все устроить – вариантов может быть много. Например, такие:

  1. Если речь идет о взрослом человеке: открыть текст утрени четверга пятой седмицы Великого поста. Читать все, кроме возгласов священника.
  2. Если дети достаточно взрослые и сами активно готовы участвовать в богослужении – прочитать с ними сам канон. При этом ирмосы петь всем вместе, также петь припевы. Тропари читать по очереди. Либо как священники в храме: в одной песни тропари читает папа, в другой – мама, в третьей – один ребенок, в четвертой – другой ребенок. Канон длинный, долго сосредотачиваться трудно. Но предусмотрен перерыв: чтение жития преподобной Марии Египетской. Обязательно садимся, если до этого стояли. Читаем – и затем снова молимся, дочитываем канон до конца. При этом малыши могут быть на руках, могут ползать, играть – тихо.

При этом если читающие дети явно устали или если малыши не позволяют молиться – надо, дочитав до конца очередную песнь, остановиться. Молитвой нужно молиться, мне кажется, а не детей мучить…

Если дети недостаточно взрослые / не очень активно желающие / гиперактивные; если просто детей много и все они разные, если просто мы все не очень-то привыкли к чему-то подобному, то, конечно, домашняя служба, вообще домашняя общая молитва может показаться просто нереальной. Но вместо того, чтобы отказаться от такой молитвы, можно попробовать такой вариант:

  • Начать смотреть трансляцию богослужения, посмотреть минут пять. Это не молитва пока, а просто настрой, впечатление, иллюстрация к рассказу о службе.
  • Встать вместе на молитву. Малышей при этом взять на руки, детей трех-пяти лет занять чем-то надежным в смежной комнате. Дети лет с пяти могут уже принимать участие в молитве, особенно если в этой молитве участвуют и более старшие дети.
  • Вместе спеть ирмос (если не получается – не страшно, можно почитать), вместе петь припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (это под силу спеть и совсем неумелым и безголосым). По очереди читать ирмосы. Дойти до второй песни – и остановиться, на этом закончить эту общую молитву. Затем на ночь можно прочитать детям житие Марии Египетской.

В том случае, если наше домашнее богослужение совсем сокращенное, то родители и взрослые дети могут позже сами, без малышей закончить чтение канона, может быть, уже не вместе, а «келейно». Родители могут дочитать канон по очереди: мама с детьми – папа читает, потом поменялись. При этом дети могут также захотеть почитать сами. И я в таких случаях обычно детям предлагаю канон в русском переводе. Или же еще вариант: родители, вечером отправив старших спать, укладывая малышей, могут вместе дочитать канон до конца. Вот этот момент я особенно люблю – когда удается, уложив детей спать, помолиться вдвоем…

Суббота Акафиста

В субботу, в конце пятой седмицы Великого поста, еще одно особенное событие Святой Четыредесятницы: совершается служба Похвалы Пресвятой Богородицы. Накануне праздника, вечером в пятницу, в храме читается – а чаще поется – акафист Богородице. Тот самый, который был первым на свете.

Мы и в этот день не можем попасть в храм. Но снова – не трудно почитать этот акафист дома.

Каждый год, в обычное, «мирное» время, мы снова и снова напоминаем детям об этой службе. С детства я очень любила и слова этого акафиста, и пение этих удивительных «Радуйся». И со своими детьми каждый год мы поем вместе, на вечерней молитве, этот акафист – часто именно дома.

Устроить это домашнее пение Акафиста снова не так уж и трудно. Сейчас, благодаря карантину, нам не надо дожидаться папу с работы, старших детей – с их занятий, которые порой и после восьми вечера заканчиваются. Теперь мы можем поужинать пораньше и встать вовремя на общую молитву. Раздать детям молитвословы – текст Акафиста Божией Матери обычно есть в каждой такой книге. И вместе петь. Первое же песнопение, кондак этого акафиста – хорошо знакомое церковным детям: «Взбранной Воеводе, Победительная».

Раздать детям молитвословы – текст Акафиста Божией Матери обычно есть в каждой такой книге – и вместе петь

Потом папа читает икос, и мы все хором поем припевы «Радуйся…». А дальше – те же соображения, что и в случае с чтением Канона Андрея Критского. Если совсем коротко: читаем до конца второго икоса. Потом мы укладываем детей спать и только со старшими детьми – или одни – дочитываем или допеваем этот акафист. Если дети могут и хотят и позволяют молиться дольше – можно и весь акафист почитать, пропеть. В последнем случае снова читаем по очереди.

Конечно, можно и даже, наверное, хорошо посмотреть трансляцию этой службы в интернете. Увидеть, как священники или архиереи в голубых облачениях выходят на середину храма. Как поет этот Акафист какой-нибудь очень хороший хор. Услышать, узнать и полюбить и напев, и эту Богородичную великопостную радость, эту поэзию:

– Радуйся, Радуйся, Звездо, являющая Солнце.
– Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо.
– Радуйся, приятное молитвы кадило.
– Радуйся, покрове миру, ширший облака…

Но после «просто посмотреть» все же помолиться. И помолиться вместе, всей семьей, хотя бы десять минут – это… помолиться.

***

Впрочем, конечно, домашнее богослужение может быть устроено и по-другому. В семье священника будет папа, который прекрасно знает службу, который будет служить в облачении. А в семье, которая только-только начала приходить в храм, эта служба будет очень короткой скорее всего, без пения… Но даже совсем небольшая молитва – это все-таки молитва. И когда мы собираемся всей семьей на эту молитву – это уже молитва соборная. И такой молитвой мы уже освящаем наш дом. И уже приучаем детей к молитве. А если это молитва хоть как-то ориентирована на церковное богослужение дня, то так наш дом соединяется с Церковью. Так мы и в трудные времена, оставаясь дома, все-таки живем в ритме церковной жизни. И так мы приучаем и детей, и самих себя понимать службу. И еще вот этот момент, подаренный нам карантином: учимся ценить возможность приходить в храм, участвовать в церковном богослужении.

Анна Сапрыкина

Православие.ру


 [1] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания»: Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста // https://pravoslavie.ru/129776.html; Обращение митрополита Тихона к Псковской пастве. О нынешней эпидемии // https://pravoslavie.ru/129773.html.

[2] Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя церковь. С. 164.

[3] Там же.

[4] См., например: Соколова Н. Под кровом Всевышнего.

[5] Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя церковь. С. 170.

[6] Там же. С. 171.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*