Неделя святых жен-мироносиц

После второй Недели и седмицы по Пасхе следует Неделя, в которую Церковь вспоминает святых жен-мироносиц и тайных учеников Христа — праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Молитвословия этой Недели поставляют нас на Голгофу у Креста, с которого снимают Пречистое тело Христово Иосиф и Никодим, затем в саду у гроба, где полагают умершего Спасителя и где вскоре жены-мироносицы впервые услышали весть о воскресшем Господе.

Иосиф и Никодим

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи,именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова  (Мф. 27, 57– 58).

Господь умер на Кресте в пятницу около трех или четырех часов пополудни по нашему времени. По римскому обычаю тела казненных оставались висеть на крестах, становясь добычей птиц и ужасая своим видом всех, кто был свидетелем этого зрелища. Однако, по тому же обычаю, можно было, испросив разрешения у начальства, предать тело казненного погребению. После того как свершилась смерть Спасителя, пришел некто Иосиф из Аримафеи — иудейского города близ Иерусалима, человек благочестивый, тайный ученик Христов. По свидетельству евангелиста Луки, он, будучи членом синедриона, не участвовал в тайном совете верховного судилища (см.: Лк. 23, 51), на котором было решено предать Христа смерти (см.: Ин 11, 53). Пришедши к Пилату, Иосиф просил у него тела Иисусова для погребения. Пилат послал сотника удостовериться, что Христос умер, и, получив подтверждение, повелел выдать тело Иосифу. Пришел на Голгофу и Никодим, фарисей, как сказано в славянском тексте — «князь жидовский», или иудейский вельможа, который был также тайным учеником Христовым. Никодим принес с собой состав из смирны и алоэ. Иосиф купил плащаницу — длинное дорогое полотно. Тут же находились апостол Иоанн Богослов и многочисленные женщины, которые всюду при жизни следовали за Христом, служа Ему. Ученики Господа малодушно разбежались, оставив своего Учителя. Мужественный и решительный Петр трижды отрекся от Христа. Лишь Иоанн да эти слабые женщины остались при Кресте до самой смерти Спасителя.

Близился заход солнца. Нужно было поторапливаться, так как наступала суббота — день покоя, в который нельзя была совершать никаких дел, в том числе погребения. Никодим с Иосифом сняли тело Господа, умастили Его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, которая находилась неподалеку от Голгофы. Святитель Григорий Нисский это евангельское событие толкует так: «… Поступок благоразумного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, да будет для нас правилом, чтобы мы, получив дар Тела и Крови Христовых, не принимали его в нечистое одеяние совести и не полагали во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты».

Так как день истекал, все делалось старательно, но очень поспешно. Привалив камень, Иосиф и Никодим удалились. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе.

Как повествует синаксарь в Неделю святых жен-мироносиц, «Иосиф… после погребения тела Господня вверженный иудеями в яму, силою Божией исторгается оттуда и попадает к себе на родину в Аримафею. И Христос по восстании является ему, пребывающему в узах, и вверяет всю тайну Воскресения… Никодим в своих сочинениях раньше других подробно изложил все относящееся к страданию и Воскресению Христову, ибо принадлежал к синагоге и в точности знал замыслы и речи, проще же сказать, все дела иудеев».

Мироносицы

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу… (Лк. 24, 1)

Особенно трогательно описывается в богослужении этой Недели преданность и любовь к своему Учителю святых жен-мироносиц. Им казалось, что тело Господа было слишком поспешно приготовлено к погребению. Поэтому они, проведя, по заповеди, субботний день в покое, рано утром следующего дня спешат ко гробу, чтобы отдать последний долг любимому Учителю. «Почто мира с милостивыми слезами, о ученицы, растворяете?», то есть почему вы смешиваете миро со слезами жалости? — слышим мы в богослужебных песнопениях. Миро — дорогая мазь, на которую эти женщины потратили, быть может, все свои сбережения. Это — последний дар любви и благодарности Господу. Слезы, которые неудержимо лились из их глаз, попадая в сосуды с миром, делали его поистине драгоценным.

Среди жен-мироносиц была и Сама Пресвятая Богородица, и мать апостолов Иакова и Иоанна Саломия, и упоминаемая у евангелиста Луки Иоанна — жена Хузы, домоправителя царя Ирода. В числе этих женщин церковное предание указывает еще Марию и Марфу, сестер Лазаря Четверодневного, Марию Клеопову и Сусанну, а также многих других. Это был целый сонм женщин, которые направлялись ко гробу Спасителя. Во главе их, как свидетельствуют об этом все четыре евангелиста, была Мария Магдалина.

Мария Магдалина

А Мария стояла у гроба и плакала  (Ин. 20, 11).

Мария Магдалина родилась в городе Магдала, который находился на берегу Геннисаретского озера, между Капернаумом и Тивериадой. По преданию, она была красива и вела в молодости распутную жизнь, но, пораженная учением Христа, раскаялась и всюду следовала за Ним, не оставив любимого Учителя даже после Его смерти. Когда все женщины направились ко гробу Господню, Мария Магдалина, по особенной любви к Спасителю и живости своего темперамента, опередила остальных и пришла к пещере первая. Обнаружив, что камень отвален от гроба (Ангела, который явился впоследствии остальным женам, она не видела), Мария подумала, что тело Иисуса куда-то унесли, и побежала сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. На обратном пути она встретилась с другими женщинами, которые говорили между собой: кто отвалит им камень от двери гроба, чтобы они смогли умастить тело Господа миром. Мария рассказала им, что камень уже кем-то отвален, а сам гроб пуст. Пока Мария ходила к Апостолам возвестить об этом странном происшествии, остальные женщины пришли в сад к пещере. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег… Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее… (Мф. 28, 2–7).

Между тем двое из апостолов, Петр и Иоанн, влекомые вестью, которую принесла им Мария, поспешили ко гробу. Иоанн, будучи моложе Петра, прибежал к пещере первым. Женщин там уже не было. По робости своей он не решился войти во гроб. И, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел во гроб (Ин. 20, 5). Вскоре прибежал Петр, который, как более смелый и мужественный, вошел в погребальную пещеру и увидел там пустые пелены и сударь, которым была обвита голова Господа. Следом вошел и Иоанн, и увидел и уверовал (Ин. 20, 8). О Петре же святой Лука говорит, что он пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24, 12). (После троекратного отречения состояние духа Симона Петра было очень тяжким и не располагающим к живой вере.)

Когда Апостолы удалились, Мария Магдалина, пришедшая, быть может, вместе с ними или несколько позже, осталась в саду одна. Душа ее скорбела, она плакала, считая тело Господа похищенным. В слезах она наклонилась к отверстию гроба, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 12–13). В своей скорби по Христу она, видимо, была даже не особенно потрясена явлением Ангелов и говорила с ними как с земными существами.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). Не узнала, вероятно, потому, что Он явился, как толкует святитель Иоанн Златоуст, «иным образом», как позже эммаусским путникам — «в смиренном и обыкновенном виде», а может быть, просто потому, что едва начало рассветать и в саду было темно.

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин. 20, 15). Отчаявшись от горя, Мария просит у Того, Кого она приняла за садовника, отдать ей тело любимого Учителя, нисколько не задумываясь, что ей, слабой женщине, одной не удастся поднять Его и положить обратно во гроб. Горе застит ей разум. Новое несчастье — похищение тела Христова — лишило Марию возможности намастить Его миром и так отдать последний долг любви и верности Спасителю.

Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! (Ин. 20, 16) При этом она, видимо, упала к ногам Господа и протянула руки, чтобы прикоснуться к Нему. Господь воспретил Марии прикасаться к Себе, сказав: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20, 17–18).

По преданию, после Вознесения Христова Мария Магдалина проповедовала Евангелие в Риме, затем, когда в Рим прибыл святой апостол Павел, переселилась в Эфес, где закончила свои дни и была погребена святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом.

Так в благодарность за особую преданность Господу жены-мироносицы становятся первыми, кому возвещается о славном Христовом Воскресении. Их пример показывает нам, на какие великие дела способен самый робкий и немощный человек, если им движет любовь ко Христу.

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Комментарии закрыты