День рождения Церкви

День Святой Троицы традиционно широко празднуется православными христианами. Об особенностях праздника, о Церкви и ее традициях мы побеседовали с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора города Балаково иереем Максимом Ивчуком.

— Чем для Вас лично является этот праздник?

— Для меня это великий праздник, настоящий день рождения Церкви, потому что как на апостолов сошел Святой Дух, так и мы каждый раз во время Причастия соединяемся со Христом. Я, например, во время хиротонии прочувствовал эту особую благодать. День Святой Троицы сам по себе и есть день прославления Святого Духа, в этот день Господь послал нам Утешителя.

Мне хорошо запомнилась Троица на моей родине в селе Перелюб во время пандемии, когда мы служили с большими ограничениями. Это был один из первых случаев, когда я действительно очень сильно прочувствовал богослужение. Тогда я понял, что Господь думает о каждом человеке, все могут обратиться к Нему, Он слышит каждого.

– В чем особенность службы на Троицу?

– После Божественной литургии в День Пятидесятницы сразу же начинается Великая вечерня, на которой читаются коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим. В этих молитвах Святая Церковь молится Господу о даровании Святого Духа, благодатной помощи, прощении прегрешений и укреплении в вере.

– О каких «ловцах» идет речь в тропаре Святой Троице: «Благослов!ен ес!и, Христ!е Б!оже наш,/ !Иже прем!удры ловц!ы явл!ей,/ низпосл!ав им Д!уха Свят!аго,/ и т!еми уловл!ей всел!енную,// Человекол!юбче, сл!ава Теб!е»?

– Здесь, безусловно, говорится об апостолах. «Премудры ловцы явлей» – Господь явил всему миру ловцов человеков. Еще во время Своей проповеди Он говорил апостолам об этом. Мы знаем, что до встречи со Христом они были простыми рыбаками. Господь сделал апостолов премудрыми, то есть через Святого Духа они получили непостижимый и недостижимый для людей того времени дар проповеди. Если мы посмотрим, например, на апостола Павла, он до этого был гонителем Церкви, никогда не входил в число ближайших апостолов, но Господь при этом избрал его для такой миссии. Парадоксально, но человек, который был против Церкви, стал такой фигурой в ее истории.

Апостолов Петра и Павла мы неслучайно называем первоверховными, они внесли огромный вклад в становление Церкви. Еще тогда они заложили основы деятельности, которой мы занимаемся в наши дни: миссионерской, катехизаторской, социальной.

Таким образом, апостолы – премудрые ловцы человеков, потому что они начали распространение веры по всему миру.

– Почему на Пятидесятницу принято украшать храмы травой и ветвями березы?

– Традиция украшать храм в праздник Пятидесятницы появилась еще в Ветхом Завете, когда на 50й день по Пасхе люди приносили благодарственную жертву Богу от созревших плодов и украшали свои дома. Скорее всего, и Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, была украшена зеленью.

День Святой Троицы считается днем рождения Церкви, и свежие березовые ветви, благоухающая трава и цветы служат для нас символом видимого обновления не только природы, но и души человеческой, которая освятилась благодатью Святого Духа.

– Как Вы ощущаете присутствие Святого Духа во время богослужения?

– Конечно, у каждого священнослужителя это индивидуально. Когда совершаешь таинство Евхаристии, ты действительно ощущаешь присутствие Святого Духа на тебе, недостойном. Это особая дрожь, трепет, с которым относишься к каждому прочитываемому слову, особенно в момент Евхаристического канона, когда просишь Святой Дух снизойти на Дары. Ты в этот момент осознаешь свою греховность, понимаешь, что Господь касается тебя и твоей немощи. Когда читаешь молитвы Евхаристического канона, душу наполняют буквально непередаваемые чувства, то же самое ощущается во время хиротонии. Когда меня рукоположили, многие друзья спрашивали, что я почувствовал в этот момент. Это невозможно передать словами, потому что ощущаешь и радость, и какое-то смятение. Приходит осознание, что получаешь благословение Божие, которое впоследствии и несешь.

– Обязательно ли ходить на вечернюю службу накануне Литургии и как эти богослужения связаны между собой?

– Действительно, на вечернюю службу православному христианину нужно ходить обязательно. Понятно, что есть обстоятельства, которые не позволяют регулярно посещать вечернее богослужение, тут нет ничего предосудительного. Но всем, у кого есть силы и время, стоит бывать на вечерних службах. Ведь именно вечером мы слышим стихиры, в которых поется о событиях или святых грядущего дня.

Некоторые могут сказать, что не понимают, о чем поет хор. В этом случае можно беспрепятственно воспользоваться телефоном и открыть в Интернете те же стихиры или полное последование службы, тогда все станет гораздо проще и очевиднее.

Всенощное бдение само по себе является неотъемлемой частью Литургии, потому что входит в суточный круг, его нельзя исключить. Обычно его служат перед великими и двунадесятыми праздниками. Оно имеет более праздничный ход, практически пропевается хором. В обычные дни служат другие уставные вечерние службы, например, полиелей.

– Можно ли человеку ходить в разные храмы? Должны ли мы непременно быть прихожанами ближайшего храма к нашему дому?

– Конечно, тут зависит от человека. Возьмем, например, жемчужину нашего города – Свято-Троицкий кафедральный собор. Помолиться в собор приезжают жители не только из других концов города, но и из разных сел Балаковского района. И это всегда очень радостно.

Человек выбирает приход, сходил в один, ему понравилось, сходил в другой, а там еще лучше. Так он и найдет себе место по душе и останется. Литургия везде совершается одинаково, что в селе в далекой глубинке, что в храмах, где служит Патриарх. Святые Дары будут одинаковыми, ведь в обоих случаях там истинные Тело и Кровь Христовы.

Однако быть частью одного прихода тоже очень важно, ведь люди в общине вместе готовятся к праздникам, общаются вне храма, помогают друг другу.

– Многие считают православную веру пережитком прошлого, который отстал от современного мира. Почему это на самом деле не так?

– Вера всегда построена на традициях, но они имеют свойство меняться, перестраиваться с течением времени, поэтому сложно сказать, почему молодые люди часто считают православие неактуальным. Если мы посмотрим на социальную, миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви, увидим, что очень многое делается для молодых людей. Например, организуются молодежные клубы, слеты, форумы, «молодежные Литургии» с пояснениями. В Саратовской митрополии активно развиваются православные молодежные общества, где проходят различные встречи, беседы, ведется благотворительная деятельность. Человеку, который никогда не был в храме, нужно просто объяснить и подсказать, что он обязательно найдет там для себя много интересного.

Кроме того, для человека в любую эпоху актуальны одни и те же вопросы о смысле жизни – кто я и зачем живу, о нравственности – какой я и как я живу, что такое счастье, есть ли жизнь вечная, что останется после меня и т.д. Православное вероучение дает всегда современные ответы на эти вопросы – в Священном Писании и Предании, в святоотеческом опыте, в житиях святых, в богослужении. Какие бы ни наступали эпохи, как бы ни менялся человек, всегда есть непоколебимая Истина – исток, основание и опора для жизни. Так что пока у человечества будут возникать эти вопросы, будет актуальна и православная вера.

Советую посмотреть подкаст «Райсовет» известного журнала «Фома». Там вы найдете беседы на различные темы, узнаете о вере в нашем современном, активном мире. Думаю, если человек говорит, что у нас ничего интересного нет, значит, он еще просто этого не видел, и задача нашей проповеди – ему показать всю красоту и актуальность Православия.

Беседовала Ксения АЛЕКСЕЕВА

Фото Людмилы ДОРОНИНОЙ

Сайт Балаковской епархии

Комментарии закрыты