Святой великомученик и целитель Пантелеимон

9 августа — память святого великомученика и целителя Пантелеимона.

В царствование римского императора Максимилиана, когда как бы в предчувствии торжества веры Христовой происходило сильнейшее гонение на христиан, пострадал и святой великомученик Пантелеимон. Он родился в городе Никомидии (в Вифинии) от матери-христианки Еввулы (память 30 марта [1]) и от отца-язычника Евсторгия.

Пантолеон, потеряв мать в детском возрасте, был воспитан в язычестве. Желая дать сыну высшее образование, Евсторгий отдал его в лучшее языческое училище, где, казалось, изгладились из памяти мальчика все христианские понятия, внушенные ему его матерью. Но семя было живо, действовали без сомнения и загробные молитвы праведной души его матери, и душа юноши оказалась почвою удобною для восприятия высокой истины.

По окончании учения в училище, Пантолеон стал обучаться врачебному искусству у знаменитого в то время придворного врача Евфросина и делал такие успехи, что на него обратил внимание сам император, который выразил желание приблизить к себе умного и отличавшегося успехами в науке молодого человека. В это время Пантолеон неожиданно встретился с пресвитером Никомидийской церкви Ермолаем.

Ермолай жил в Никомидии, скрываясь с немногими христианами от язычников. Из окна уединенного домика, в котором Ермолай нашел себе убежище, он заметил мимо ходящего благообразного юношу Пантолеона и прозорливо угадал в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды он пригласил юношу войти к себе в дом и расспросил его о его родителях, о вере и всей жизни его, и вступил с ним в беседу, в которой передал ему в главных чертах учение христианское. Слова старца возбудили в Пантолеоне, прозванном впоследствии Пантелеимоном (всемилостивым), воспоминания раннего детства: те же слова слышал он от своей покойной матери-христианки и вспомнил, как она часто молилась, призывая имя Христа.

С этих пор Пантелеимон стал всякий день заходить к Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Боговдохновляемый служитель Божий об Иисусе Христе. Точно что-то родное вливалось в чистую душу юноши — этот готовый храм для принятия Духа Святого. Он окончательно утвердился в вере христианской, когда, идя однажды от своего учителя и увидев на дороге дитя, умершее от укуса ехидны, которая лежала тут же, воззвал к Иисусу Христу с глубокою верою, да явит Он силу Свою и воскресит дитя. И дитя ожило, а ехидна испустила дух. Это чудо всемогущества и благости Христа было для Пантелеимона благодатным полным просвещением, и он немедленно принял святое крещение от Ермолая. Приняв после того и Святых Тайн, он провел в доме пресвитера еще несколько дней.

Сделавшись обладателем истинного сокровища, Пантелеимон желал разделить его с отцом своим. И Бог помог ему убедить отца принять христианство. Когда Пантелеимон получил уже некоторую известность, как хороший врач, к нему привели слепого, который рассказал, что обращался уже ко всем врачам и потратил на лечение почти все свое состояние, но никто не смог помочь ему. Евсторгий усомнился в том, что святой Пантелеимон сможет исцелить слепого, но тот, подойдя к слепцу и прикоснувшись к глазам его, сказал ему: «Во имя Господа моего Иисуса Христа говорю тебе: прозри!» И немедленно ослепший прозрел. Вместе с тем духовно прозрел и Евсторгий и, пораженный чудом, уверовал во Христа, также как и получивший исцеление слепой. И обоих их повел Пантелеимон к Ермолаю, который, научив их истинам веры, совершил над ними святое крещение.

По обращении своем Евсторгий скоро и мирно скончался. Пантелеимон сделался наследником богатого имения его. Он стал пользоваться имением как истинный христианин, т.е. щедрою рукою употреблял его в пользу нуждающихся и, прежде всего, отпустил на волю рабов. Помогая деньгами бедным, вдовам и сиротам, посещая заключенных в темницах, он сверх того еще и безвозмездно лечил больных и исцелял их не столько лекарствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Весь народ узнал «всемилостивого» врача и стал обращаться к нему особенно с тех пор, как распространился слух об исцелении им слепого. Такая славная известность молодого врача возбудила зависть в других врачах. Наблюдая за его действиями, чтобы найти в них что-нибудь предосудительное, они узнали, что он действует именем Христа и распространяет веру во Христа, которую так строго преследовало в то время правительство. Это было достаточной причиной, чтобы погубить любимца народа, и враги Пантелеимона поспешили донести на него императору, предостерегая его, что если он не примет мер против этого хулителя богов, который сам верует в какого-то распятого Христа и Ему приписывает всю славу своих исцелений, то он успеет многих отвратить от истинного богопочитания. В доказательство своих показаний они указали на слепца, уверовавшего в Того Христа, именем Которого он получил исцеление. Призванный прозревший слепец засвидетельствовал истину своего исцеления именем Христовым, после того, как ни один врач не принес ему никакой пользы. Засвидетельствовал он также свою веру в исцелившего его единого истинного Бога и, отказавшись отречься от Него и поклониться богам, был осужден на смертную казнь.

Вслед за тем император призвал Пантелеимона и спросил его, правда ли то, что он узнал о нем? После того, как Пантелеимон подтвердил свою веру в единого истинного Бога, его подвергли жесточайшим пыткам: строгали тело его железными гвоздями, сажали в котел с расплавленным оловом, бросали в воду с камнем на шее, отдавали на растерзание зверям. Но Бог чудным образом сохранял невредимым мученика, проявлявшего чудную силу терпения среди всех истязаний. Народ в изумлении восклицал: «Истинно велик Бог христианский!» и многие обращались ко Христу, некоторые же все эти Божественные чудеса приписывали действию волшебства.

«Кто научил тебя волшебству?» — спросил мученика сам император. «Не волшебству, а христианскому верованию научил меня пресвитер Ермолай», — отвечал Пантелеимон, знавший, что не устрашится исповедать Христа поучавший всех веровать в Него.

Между тем Ермолай уже получил откровение от Бога, что ему предстоит пострадать за веру. Он явился к царю вместе со своими служителями Ермиппом и Ермократом. Царь обещал Ермолаю великие милости, если он убедит Пантелеимона отречься от своей веры в распятого Христа. «Мы не имеем власти сделать это, — но сами готовы принять смерть за веру Господа Иисуса Христа», — отвечал Ермолай и другие христиане.

В это время внезапно произошло землетрясение, и вслед за тем явился вестник и объявил, что идолы, стоявшие в капище, упали с мест своих и разбились. Это было объяснено волхвованием христиан, и в успокоение язычников император повелел немедленно казнить Ермолая, Ермиппа и Ермократа. Патнелеимона же отвести пока в темницу.

Не успев и после того отвратить Пантелеимона от веры во Христа, царь присудил его к казни мечем. Радостно и с молитвою принял смерть великомученик 27 июля 305 года. Христиане с благоговением похоронили тело его, описали жизнь и кончину его, чтобы сохранилась память о нем. Бог же прославил его нетлением и многочисленными чудесами, не истощающимися и поныне для всех с верою призывающих ходатайство его перед Богом.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*