Вопрос Архиерею. Новые ответы

Как определить в пост свою меру в пище? Как укрепить решимость и силы во время поста? Как не отчаяться в милосердии Божием, если молитвы не исполняются?..

На эти и другие вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Вопрос по поводу поста как ограничения в пище. Организмы у всех людей разные, потребности в пище тоже. Кому-то хватит небольшой порции, а кто-то, если плотно не поест, работать не сможет (особенно если это тяжелый физический труд). Понятно, что постом определенных продуктов мы не едим, но как человеку определить именно свою меру пищи в количественном отношении? Валентин

Уважаемый Валентин! Да, действительно, потребность в пище у разных людей различная. Думаю, что мера поста для человека работающего, тем более, если он занимается тяжелым физическим трудом, определяется исходя из его физических сил. То есть поститься надо так, чтобы человек мог полноценно работать, не валясь с ног от слабости, чтобы у него не кружилась голова, и так далее. Поэтому такому человеку есть можно и нужно достаточно.

Все-таки не надо забывать, что устав о посте имеет монастырское происхождение. До сегодняшнего дня у нас нет, так сказать, официального постного устава для мирян. Поэтому обычно ту или иную меру поста человеку в личной беседе помогает определить священник, который знает этого человека, его жизненные обстоятельства. Могу только напомнить, что пост ослабляется или совсем отменяется для беременных и кормящих женщин, для людей больных, несущих воинскую службу и путешествующих. Думаю, те, чья работа связана с физическим трудом, тоже до некоторой степени могут ослабить пост.

Во время Великого поста уже многие годы чувствую в основном слабость и усталость. Как можно укрепить свою решимость и свои силы? Елена

Уважаемая Елена! Я не знаю Вас лично, не знаю, как Вы поститесь, поэтому могу дать лишь достаточно общий ответ. Нужно, чтобы пост не превышал Ваших сил и соответствовал состоянию Вашего здоровья. Можно при неразумном усердии испортить здоровье так, что дальше поститься вообще будет невозможно.

Ревность и силы нужно укреплять молитвой, правильным отношением к окружающим и самому себе. Иногда бывает так, что после нескольких лет церковной жизни у некоторых людей происходит охлаждение к ней. И вроде бы он постится – потому что так принято, так заведено. А смысл поста, его духовное содержание потихоньку забываются, уходят из его жизни… Пост ведь заключается не только в воздержании от пищи. Пост будет правильным тогда, когда мы меняем свою жизнь, даем в ней больше места молитве, богослужению, размышлениям о тех событиях, которые предлагает нам Церковь во время поста в качестве назидания. Пост должен быть очень живым и насыщенным. Если он заключается только в воздержании от пищи, совершаемом через силу, конечно, ничего кроме досады это не принесет, и никакой пользы от такого поста, скорее всего, не будет.

Владыка, скажите, как не отчаяться в милосердии Божием, как продолжать верить, что Господь слышит наши молитвы, что Он сострадает нам? У меня уже несколько раз так было: человек тяжело заболевает, я молюсь о нем дома, молюсь в храме, заказываю молебен, подаю записки. А человек не выздоравливает, он умирает. Причем, человек и сам верующий, воцерковленный…

Мне говорят: Бог ведает, что для человека лучше, молодым умереть или в старости. Но мне трудно поверить в это «лучше», когда я вижу осиротевших детей, навсегда обездоленных родителей, овдовевших супругов…

Два года уже, как я молюсь о возвращении зрения ослепшей молодой женщине (ее ребенку сейчас только шесть лет), но чуда не происходит. С медицинской точки зрения там процесс необратимый. Я сама себе говорю: ты не Серафим Саровский, в конце концов, и не Иоанн Кронштадтский, чтоб по твоим молитвам чудеса совершались. Но, раз так – может быть, лучше вообще не молиться ни о чем конкретном? Не просить ни для кого ничего земного? От одного верующего человека я недавно услышала, что он после смерти своей жены решил вообще от конкретных прошений к Богу отказаться: «Прошу только, чтобы исполнялась воля Божия надо мною и всеми». Может быть, он прав, так и надо? Виктория

Уважаемая Виктория! Молиться Богу надо, это необходимо. И наша жизнь, и примеры из жизни многих других людей показывают, что бывают случаи, когда Господь слышит наши молитвы и исполняет наши прошения. А бывает так, что не исполняет, как бы не слышит.

Думаю, здесь правильное отношение – молиться Богу и при этом полагать на волю Божию исполнение или неисполнение наших прошений. Да, есть промысл Божий о каждом человеке. Но мы не знаем волю Божию ни о себе, ни о других людях. И фантазировать здесь не надо ни в одну, ни в другую сторону. Не нужно заставлять себя натужно, неестественно радоваться, когда мы встречаемся с болезнью, или, скажем, со смертью. «Лучше умереть молодым» и прочее – это какие-то отговорки, которые люди начинают употреблять для успокоения самого себя или окружающих. Не нужно искусственного оптимизма – но и отчаиваться тоже не надо. Думаю, что, действительно, надо просто молиться Богу, чтобы Господь помог, и чтобы воля Божия исполнилась. Человек, который Вам это посоветовал, был недалек от истины.

Владыка, скажите, пожалуйста, что делать, если нервная система никак не хочет воцерковляться и преображаться? Если эмоциональные реакции остаются прежними, невзирая на прочитанные духовные книги, вообще, на работу сознания? Я говорю себе: «Ты не должна обижаться, ты должна смириться». Но обида все равно горит огнем. «Ты не должна унывать» – но от депрессивного состояния эти слова не избавляют. «Ты должна принять это безропотно, как посланное тебе Богом испытание» – но нервная система не хочет ничего принимать, она искрит, как старая проводка. В результате – никакого духовного роста, одно только бесконечное «ты должна – ты не должна». И хроническое чувство вины за то, что не такая я, какой должна быть христианка. И ощущение бесплодности всех моих духовных усилий… Глотать таблетки? Но вот этого-то я как раз и боюсь, это какой-то ложный, искусственный прием, химическая манипуляция с личностью, которая вовсе не таблетками должна исцеляться… Мне кажется, таблетки к добру не приведут. Хотя я уже чувствую себя хроником, заложником своих состояний. Хотелось бы услышать Ваш совет. Анна.

Уважаемая Анна! То, о чем Вы пишете, в той или иной степени испытывает практически каждый человек. В книге Епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» об одном герое очень хорошо сказано: характер не лечится. Это и вправду так. И бывает, что человек, искренне верующий, долгие годы ходит в церковь, старается стать таким, каким должен быть христианин, но у него не получается. На уровне эмоциональных реакций (особенно у женщин, мужчины в меньшей степени эмоциональны) это особенно заметно. И действительно, порой опускаются руки: вроде человек трудится, пытается измениться…

Очень часто, пытаясь жить духовной жизнью, мы поступаем неправильно. Мы хотим воспитать в себе некие правильные чувства, реакции исходя из того, что они «должны» быть. А правильные реакции возникают естественным путем от правильной жизни. То есть мы хотим сорвать плод, не посадив дерева, не позаботившись о корнях. Для того, чтобы изменить свои чувства, нужно изменить самого себя полностью – свое отношение к Богу и людям, свое восприятие мира и самого себя. Нужно очень честно и точно определить свое место в этом мире. Очень много вещей нужно сделать, которые приведут впоследствии к более правильным реакциям. Нужно понуждать себя на добрые дела – тогда, возможно, когда-нибудь придут и добрые чувства. Сердце человеческое исправляется труднее всего, об этом говорят все святые отцы, все духовно опытные люди.

Что касается таблеток, иногда и они нужны. Мы не приспособлены к той жизни, которой мы сегодня живем. Человеческий организм на нее не рассчитан – это медицинский факт, никуда от этого не деться. Иногда тяжелое эмоциональное состояние бывает вызвано именно болезнью – тогда необходимо применять какие-то лекарства, конечно, по предписанию врача. Это не очень связано с тем, о чем Вы пишете. Бояться таблеток самих по себе не надо, но и злоупотреблять ими тоже не следует.

У меня вопрос о таинстве Крещения. Недавно в храме должна была покреститься девочка цыганка. Мать и крестная прошли беседы. Священник Дионисий разрешил покрестить неимущих бесплатно. Мать ребенка неграмотная, крестная еле-еле читает по слогам. Учили два дня — результатов ноль. Во время обряда, когда в купели вода и выписано свидетельство, священник Виталий прекращает крестить, так как крестная сказала, что она не имеет свидетельства о браке. Вопрос мой вот о чем. Цыгане живут, родят деток, приносят их крестить, сами где- то крестились. Они детей регистрируют в загсе, чтобы получать пособия. Ребенка у нас не покрестили. Будут «крестить» по домам у бабок водой или совсем не будут христианами. Как быть с ними? Елена

Уважаемая Елена! В нашей области подавляющее большинство цыган православные христиане. Многие из них ведут христианский образ жизни: ходят в храм, причащаются, крестят и причащают своих детей. Примеров тому достаточно много, я лично знаю таких людей.

Конечно, священник поступил неправильно, остановив Крещение. Свидетельство о браке родителей вообще не имеет отношения к ребенку. Он уже родился на свет, и, если у родителей есть такое желание, тем более, если они прошли огласительные беседы, его надо крестить.

Ваше Высокопреосвященство! Подскажите, как быть, если дети из интерната, которые ходят в нашу воскресную школу, хотят креститься. Им по 10-13 лет, но крестных-восприемников у них нет, я как педагог не смогла найти таких людей. Сама я крестная уже у пяти детей. Ни один священник мне не отказал, но и не согласился. Мне стыдно смотреть этим детям в глаза, они уже перестали меня спрашивать, когда… Я знаю, что чаще всего после окончания интерната у крестных теряется связь с этими детьми, их увозят в область в училище на 2-3 года и всё. Да и из интерната их не взять даже погулять, только общение в интернате, с разрешения администрации. Остается только молитва и воскресная школа. Год назад у меня была одна девочка старшего класса, я не нашла ей восприемника, и она выпустилась, так и не покрестившись. Галина Федоровна

Уважаемая Галина Федоровна! Эти дети уже достаточно большие, и хотя в 10-13 лет они еще не совершеннолетние, но, тем не менее, уже могут принять самостоятельное решение. Если воспитанники интерната посещают воскресную школу и хотят креститься, думаю, их надо крестить независимо от наличия восприемников.

Вопросы, которые я хочу задать, могут Вам показаться несерьезными, но они меня преследуют достаточно долго. В молитвах утренних «О живых» и «Об усопших» после каждого прошения в скобках стоит слово «поклон». И в последнем прошении «Об усопших» после слов «…и сотвори им вечную память» указано: «Трижды с тремя поклонами». Однако четко не указано, какие именно поклоны, и когда исполнять крестное знамение (при поклоне или в начале прошения, а в конце — только поклон). То же самое при «Приидите, поклонимся…». Хотелось бы выяснить, какие действия будут правильными?

Второй вопрос возник во время богослужения в храме: при молении «Господи, помилуй» (3 раза, 12 раз, 40 раз), к кому мы обращаемся? К Сыну Бога Отца или к Пресвятой Троице? И как правильно во время этой молитвы накладывать на себя крестное знамение, т.е. сколько раз и когда?

Третий, аналогичный, вопрос относится к молебнам в храме, литии и т.п.: когда правильно накладывать на себя крестное знамение во время перечисления имен святых: при каждом ли имени, или когда?

Проясните, пожалуйста, буду очень Вам признательна. С уважением, Наталия.

Уважаемая Наталия! Есть одно общее правило: крестное знамение и поклоны на домашней молитве мы творим по усердию и с рассуждением. Поэтому четких указаний здесь быть не может. В храме человеку, пока еще не знакомому глубоко с богослужением, можно следить за тем, как и когда крестится служащее духовенство. Важно знать, что есть периоды, когда в храмах земные поклоны не совершаются (от Пасхи до Святой Троицы, от Рождества до Крещения), и наоборот, когда Церковью предписаны земные поклоны (в ходе великопостного богослужения, во время произнесения молитвы прп. Ефрема Сирина и т.д.).

Важно, чтобы крестное знамение и поклоны поддерживали наше сердечное молитвенное чувство, а не заставляли рассеиваться (если мы чересчур усердно следим за исполнением внешних действий) и не мешали стоящим рядом с нами в храме другим людям.

Если Вы только начинаете церковную жизнь, я посоветовал бы Вам познакомиться с учебником по Закону Божию и толкованием утренних и вечерних молитв. Эти пособия обычно есть в каждой церковной лавке или храмовой библиотеке.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Православие и современность

Комментарии закрыты