Кто такой духовник? Каково его значение в жизни православного христианина? Как должны строиться отношения меж духовником и окормляемым? Следует ли выбирать духовника, долго и сознательно его искать, или нужно просто идти, к кому Бог привел? Зависит ли наше спасение от личности духовника? Что делать, если духовник не устраивает? На вопросы о духовнике и духовничестве отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при МГИМО.
— Отец Игорь, начнем с определения — кто такой духовник? Это просто священник, к которому я регулярно прихожу на исповедь, или слово «духовник» означает нечто большее?
— Духовник — это духовный отец. Это человек, который призван родить нас для новой жизни — жизни во Христе Иисусе. Крещение вводит нас в эту жизнь, а научить нас жить с Ним, дать человеку необходимые для этого знания — дело духовника.
— Но ведь не всегда, не везде мы можем найти человека, который действительно может учить нас духовной жизни. Как быть, если мы такого человека не встретили? Искать, пока не найдем?
— На самом деле есть два пути обретения духовного отца. Об одном из них замечательно говорил Алексей Ильич Осипов. По его мнению, духовника нужно выбирать не спеша, серьезно, ответственно; прежде чем доверить этому священнику себя и свое спасение, нужно убедиться, что он действительно человек духовный, что он настроен на волну Христа, что он не заведет тебя в дебри ереси, не подменит истинное благочестие ложным, чисто внешним. А есть другой путь: просто пойти в ближайший храм, вверить себя первому попавшемуся священнику и в дальнейшем проходить свой жизненный путь вместе с ним.
— Однако Ваши слова о том, что нужно пойти и довериться первому попавшемуся батюшке, несколько пугают. К сожалению, батюшки у нас бывают разные…
— Если вас только двое — вы и священник — и никого меж вами больше нет, тогда да: такое вот безоглядное доверие может к трагедии привести. Но мы ведь с вами верующие люди и знаем, что Господь никогда нас не оставляет, что меж нами и священником, которому мы доверились, стоит Он Сам.
На Афоне многим рассказывают такую историю, случившуюся в начале ХХ века. Один молодой инок весьма усердно подвизался, и братия стала с подозрением на него смотреть, стала ему говорить, что он в прелести. Он и сам испугался. И пошел к своему наставнику: не в прелести ли я? А наставник сказал этому иноку, что в такой-то пустыни живет один затворник, иди к нему; если ты у него в послушниках одиннадцать лет выдержишь, ты точно не в прелести. Инок пошел к затворнику, указанному духовником; у затворника был очень тяжелый характер, но инок прожил у него в послушании одиннадцать лет. А в конце срока подумал: «Если я сейчас от него уйду, будучи очень доволен тем, что я все это выдержал, тогда я точно в прелесть впаду; поэтому дайка я проживу у него еще одиннадцать лет». Впоследствии этот инок сам стал одним из афонских духовников, а тот старец перед кончиной покаялся перед ним, сказав: «Прости мне мою жестокость; твои смирение и усердие в служении Христу не только тебе самому принесли пользу, но и для меня стали духовным уроком».
Весь вопрос в том, что мы ставим во главу угла. Если у нас дальше духовника (а скорее, дальше наших эмоций) ничего нет, если мы даже не задумываемся о том, для чего нам дан духовник, тогда, конечно, какие-то его человеческие недостатки для нас — трагедия. А если духовник для тебя — средство ко спасению, тогда у тебя все будет нормально. Отрицательный опыт общения со священником, с духовником — это тоже опыт. При правильной установке человека он служит ко спасению. Конечно, мы все хотим для себя священника прямо-таки равноангельного… и чтобы он еще говорил нам исключительно то, что мы хотим слышать. Но ведь ни один сознательный родитель не дает ребенку всего того, чего тот хочет: если бы это было так, наши дети ели бы одни чипсы, запивая их колой. Но большинство родителей все же хорошо ориентируются в вопросе, что ребенку нужно на самом деле.
— Родитель в данном случае — это, скорее всего, Господь, Который знает, какой духовник нам нужен — мягкий, жесткий, приятный, «вредный» и т. д.?
— Конечно. Мы должны доверять, прежде всего, Богу, Который послал в нашу жизнь вот этого священника. Мы ведь очень разные люди, и путь к Богу очень разным бывает, и средства на нем нужны разные. В школе тоже ведь всегда разные учителя — и добрые, и не очень, и строгие, и не слишком. Но они все нужны, наверное, тому, кто хочет действительно получить образование.
— Мне пришлось однажды слышать такие сетования неофитки: батюшка, дескать, у нас хороший, добрый, участливый, но простой, а мне нужен глубокий духовник с высокими познаниями… Что бы Вы посоветовали сетующей?
— Если бы ко мне вот так кто-то пришел и сказал: «Батюшка, извините, мне нужен другой человек, не такой, как вы», — я бы ответил: «Ну что ж, ступай с Богом, ищи того, кто тебе подходит». Дело вот в чем: пока человек сам не наступит на грабли своей самости («Мне нужен другой духовник»), пока он не поймет, что Господь ему уже даровал все, что нужно для его спасения, он так и будет ходить и искать. А когда поймет, вернется к тому, что было уже дано. Повышенные притязания — «Этот духовник меня не удовлетворяет» — они от гордости в нас.
— И все же, как быть, если духовник не отвечает на возникшие у нас вопросы? Искать ответы в книгах?
— Духовник не отвечает на вопросы не потому, может быть, что он не знает ответов, а потому, что эти ответы нам сейчас не нужны. Мы еще не перегорели своей страстью, той страстью, которая породила эти вопросы, и готовые ответы нам пользы не принесут. Что же касается тех ответов, которые мы можем найти в книгах святых отцов, — с ними все равно нужно прийти к батюшке и показать, и спросить, насколько это к нам применимо.
— Но как можно не искать ответа, если вопрос встал ребром?
— Попробуйте его поискать, посмотрите в нескольких разных местах. И если ответа действительно нет, значит, он вам не нужен. Это не трагедия. Когда будет нужно, ответ появится. Нужно искать не готовые формулы, а приближения ко Христу, Который отвечает на все наши вопросы.
— А заочный духовник у христианина может быть? Могу ли я, скажем, считать своим духовником святителя Феофана Затворника, отца Александра Ельчанинова или игумена Никона (Воробьёва)?
— Я считаю, что нет. Чтение — это одно, общение с духовником — другое. В советское время, когда на всю область был один храм, можно было удовлетвориться тем, что ты читаешь Феофана Затворника, и другого духовника не искать. Но сейчас у нас достаточно возможностей позаботиться о своей духовной жизни. Естественно, что нельзя при этом чтение духовной литературы сбрасывать со счетов. Но нужно помнить: каждый из духовных наставников исходит не только из опыта, накопленного веками, но и из своего личного опыта, и преломляет евангельскую истину для своих современников, для тех, кто живет в условиях той же эпохи. И применить его опыт к собственной личности, если ты в эту эпоху не живешь, трудно. Готовы ли мы жить в тех условиях, которые были тогда? Не всегда. Я считаю, что духовником для христианина может быть только его современник, тот, кто живет в том же обществе, в тех же проблемах, в той же культуре.
— Другая крайность — человек считает, что постоянный духовник ему не нужен, предпочитает обходиться без него, оправдывая это тем, что в наше время оскуде преподобный (см.: Пс. 11, 2). Это правильно?
— Вряд ли здесь можно дать категорический ответ — правильно или неправильно. Для чего вообще нужен духовник? Для спасения. Можно ли спастись без духовника? А можно ли выучить китайский язык без учителя? Можно, но с учителем вы будете учить его два года, без учителя — двадцать два. Духовник — это человек, который на себя берет за тебя ответственность перед Богом. Решив, что духовник ему не нужен, человек берет эту ответственность на себя. Поэтому в таких решениях нужно осторожность соблюдать. Конечно, никто не запретил христианину самостоятельно строить собственную жизнь. Но ведь мы все знаем, что самому себя построить, просто самому себя со стороны увидеть сложно. И намного проще, когда есть опытный человек, который всегда может сказать тебе то, что ты сам себе не скажешь.
Напомню, что в советское время и духовенства, и возможности жить церковной жизнью, посещать храм было гораздо меньше, чем сейчас. Но духовников для себя верующие все равно находили. Бывало так, что духовник жил где-то в другом городе, и человек мог приехать к нему раз в полгода, раз в год, но духовная польза от этого была очевидной.
— Приходится слышать еще и такого рода обиды на духовников: «Я к нему на исповедь с такими проблемами, с таким комком грехов, недоумений, вопросов, а он, ни слова мне в ответ не сказав, накрывает меня епитрахилью и благословляет причащаться». Обоснована ли такая обида?
— Конечно, нет. Я повторюсь: нужно помнить, что меж нами и нашим пастырем стоит Господь, и Он воспитывает нас, действуя через духовника. Без смирения и доверия к Богу у нас вообще никакой духовной жизни не получится. Если духовник нам ничего не говорит, значит, нам и не нужно сейчас никаких слов. Достаточно того, что мы сами осознали и исповедали свои грехи, задумались о корнях наших проблем.
— А если мы все же выбираем духовника, то чем следует руководствоваться?
— Здесь, наверное, нужно не о выборе духовника говорить, а о том, что мы все, коль скоро мы христиане, выбрали Христа. И, если я выбираю из всех священников одного, значит, я считаю, что он близок ко Христу. И раз я его выбрал, я должен полностью ему довериться. Об этом хорошо сказал митрополит Сурожский Антоний: «Как легко прийти к Богу, если ты видишь на лице другого человека отблеск Божественной славы». Вот если ты это видишь, тогда ты счастливый человек, ты нашел того, кого искал. И дай Бог, чтоб у тебя все сложилось и получилось. Когда я учился в семинарии, в Троице-Сергиевой Лавре, я выбрал там одного батюшку — отца Илию — и стал ходить именно к нему. А почему… Трудно сказать.
— По интуиции?
— Скорее, по счастью. Бог к нему привел. А позже духовником всей нашей семьи — я считаю, что семья должна окормляться у одного священника — был отец Василий Владышевский. Но я не хотел бы останавливаться на подробностях своих взаимоотношений с духовниками или как-то афишировать их присутствие в моей жизни.
— Почему Вы считаете, что семья должна окормляться у одного священника?
— У духовника в нашей жизни много функций: он и миротворец, и третейский судья, и многие твои вопросы, в том числе и семейные, он может разрешить гораздо лучше, чем ты это сделаешь самостоятельно, своим умом. И очень важно то, что духовник хорошо знает и тебя, и твою супругу или супруга, и детей.
— А можно ли не соглашаться с духовником? К примеру, в какой-то конфликтной житейской ситуации. Предположим, духовник мне говорит: «Поступайте вот так-то», а я ну никак не согласна!
— Не соглашаться с духовником можно сколько угодно. Но сделать нужно все равно так, как велит духовник. А иначе какой смысл в его духовничестве? Или тебе нужен карманный духовник, который будет всегда говорить только то, что тебе хочется слышать? Вы понимаете, духовник — это очень и очень серьезно и важно. И не надо думать, что вот мы с вами поговорили, и все сразу поймут, насколько это серьезно. Это не всем легко сразу понять. Но об этом надо хотя бы начать задумываться.
Протоиерей Игорь Фомин, Беседовала Александра Васильева
Вас не двое, вас трое: вы, духовник и Бог