Жажда правды. Слово на Преполовение Пятидесятницы

Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры, предание повествует, что когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю — родился в убогих яслях Вифлеемских и был положен на грубую солому, то из очей Его потекли слезы. Он плакал о том, что пришел в мир ради нашего спасения, но мир не хочет Его знать. Он жаждал спасти нас, а сами люди не очень-то желали увидеть небесный свет и радость собственного спасения. А когда Господь наш Иисус Христос в страшных крестных муках умирал на Голгофе, окруженный врагами и хулителями, из холодеющих уст Его вырвался последний вопль: «Жажду!» Господь жаждал спасти человеческую душу, жаждал, чтобы все люди воспользовались Его искупительной жертвой. Вся Его земная жизнь была подвигом терпения, унижения, гонений, страданий, муки, и все потому, что Он более всего жаждал спасти души, самые что ни на есть заблудшие, падшие и иссохшие. Он желал пробудить в людях жажду к иной, лучшей, жизни и утолить эту жажду обильным источником Своего учения и Своей божественной благодати.

Вот мы видим Его у колодца Иаковля. Утрудившись от пути, Он сел отдохнуть, и тут происходит Его беседа с женщиной-самарянкой о живой воде, утоляющей жажду души. И беседа Его, как источник небесный, напоила душу этой женщины и многих ее соплеменников живой верой в Господа Спасителя, омыла их души и оживила.

Вот на горе Он начинает Свою проповедь, излагает народу Свои заповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды…» (Мф. 5:6). Насколько же блаженны были те люди, которые могли тогда Его слушать. Слушать слова Божественного, дивного Учителя, которые были так усладительны, что народ толпами шел за Ним в пустыню, к морю, забывая о пище и отдыхе.

Мы видим Его в храме. Вокруг него идет спор, разногласие. Одни хулят Его, другие признают обещанным Мессией, третьи внимают Его словам с недоверием, колеблются. А он, точно не замечая этого, со властию зовет: «…кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7:37). Зовет, потому что среди тех, у кого хладные сердца и спящая совесть, всегда найдется тот, кто услышит, кто действительно жаждет и будет пить.

Возлюбленные братия и сестры, о какой жажде говорит Господь? О жажде сердца, ищущего вечной правды. О жажде Христова учения, жажде благодатного источника жизни с Богом, жажде живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Есть такие блаженные души, которые особенно остро ощущают потребность насыщения правдой Божией, которые не довольствуются временной жизнью, такой несовершенной и часто, можно сказать, искаженной, испорченной грехами и всякими неправдами. Они всей душой стремятся к источнику добра, правды, премудрости — к Богу. И они идут через любые трудности, лишения, оскорбления, пытки, идут на смерть, чтобы достичь Христа и Его вечной правды. Тяжел их путь, много на нем всяких препятствий, внешних и внутренних затруднений. Любые смущения, грехи, искушения, падения — все это надо преодолеть, чтобы свое собственное сердце открыть для истины и жить по закону правды Божией… Эта святая жажда во все времена жила в избранных душах, в тех, кого привлекал к Себе Господь. «Ты влек меня, Господи, — взывал пророк Иеремия, — и я увлечен… я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною» (Иер. 20:7).

Давид, от юности избранник Божий и дивный Псалмопевец, говорит: «Как олень стремится на источники водные, так душа моя стремится к Тебе, Боже, стремится душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:2-3). Вот эта-то жажда живого Бога заставляла людей забывать все земные удовольствия, пренебрегать страданиями и лишениями. Святые мученики, преподобные, святители, праведники — все они жаждали правды Божией, искали ее и в своих подвигах, страданиях и муках обретали источник вечной жизни во Христе. Да и не только эти святые люди носили в душе эту жажду ненасытную, в каждой живой душе живет эта жажда правды, истины, гармонии.

Каждый знает, как томят и возмущают душу неправда, несправедливость, все ложное, низкое, неправедное. Душа иногда даже невольно ищет правды, чистоты, святости, душа ищет Бога. И никакие мирские развлечения не могут заглушить этой жажды, никакие увлечения, наслаждения не погасят ее, не напоят душу.

Есть ли в нашей душе жажда правды Божией, возлюбленные братия и сестры? Жажда истины Его слов, истинной жизни по Его заповедям? Или мы, как бессловесные, только тело свое питаем, а душа у нас совсем изошла от жажды и высохла без пищи духовной? Да не будет! Видно, что живет в нас эта жажда блаженная, иначе не стояли бы мы здесь в таком множестве, не внимали бы словам Святой Церкви. Эта жажда томительна, мучительна, особенно в наши дни, когда нелегко бывает найти источник воды живой. Когда люди жадно пьют из всяких грязных, отравленных источников и вовсе не ищут живой, чистой воды…

Но Господь ублажал алчущих и жаждущих в жизни сей, но к иным обращено Его грозное слово: «Горе вам! Горе вам, насыщенные ныне земными удовольствиями: пищей, питием, удобствами, развлечением. Горе вам, насыщенные своей правдой, своей мнимой праведностью, своим самодовольством. Придет час, вы взалчете истинного оправдания от Бога и не найдете. А вы, алчущие, — блаженны. Идите ко Мне, Я всех вас напою с избытком» (ср.: Мф. 23:1-36; 25:31-46; Лк. 16:19-31). А ведь сколько слез проливает человек, стремясь своей измученной душой в пустыне мира сего найти источник свежей, благодатной, живительной истины Христовой. Сколько он проливает слез, чтобы освободиться от томящих душу грехов и утолить свою жажду очищения, оправдания. И каждый из нас, несомненно, испытывал эту жажду и с плачем искал себе пищи духовной, и сетовал, что нет ее, не найти, что душа голодна…

Ищите, дорогие мои, помощи у Бога. Он есть Истина, Он наставит нас на истину Свою. Ищите прежде всего в прилежной молитве. Что пища для тела, то для души — молитва, живая, простая, непосредственная беседа с Отцом Небесным, Который непременно даст блага просящим у Него (Мф. 7:11).

«…Кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет», — говорит Господь. Говорит еще: «Слово Мое есть истина» (Ин. 17:17).

Читайте слово Божие, в нем обретете неисчерпаемый источник, который усладит, прохладит измученную, изголодавшуюся душу, наполнит ее живой благодатной влагой.

«Коль сладка гортани моему словеса Твоя…» — восклицает пророк Давид (Пс. 118:103). Как мы мало читаем, как мало обращаемся к слову Божию. Как много вбираем всяких впечатлений, которые загрязняют душу, и как мало уделяем внимания чтению слова Божия, которое одно способно нас оживить, очистить, обновить.

Но самое главное — причащение Святых Таин Христовых. «Источника бессмертнаго вкусите», — поется в храме во время причащения. Святые Таины тела и крови Христовой — это тот хлеб животный, то питие неисчерпаемое, тот источник разума, который насыщает душу и сердце неизреченной сладостью, просвещает ум, совершенно изменяет нас, очищает, обновляет. Блаженны алчущие этого хлеба жизни!

Возлюбленные братия и сестры, развивайте в себе это чувство правды Божией, жажды истины, истинности сердца и жизни. Бойтесь насытиться землей! Это земное пресыщение обманчиво, оно не удовлетворит вас, но и вечного наслаждения лишит.

Будем искать, просить и находить удовлетворение своей жаждущей душе только у Христа, сказавшего: «… кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». А с этой жаждой Христа нас ничто не устрашит, не заставит свернуть, не увлечет с узкого пути блаженства, узкого, но единственного, спасительного.

Совсем еще юная, прекрасная телом и душой, стоит она пред правителем-игемоном.

— Девица, ты так прекрасна, так умна, образованна, — говорит ей правитель, — зачем тебе умирать за распятого Христа. Он умер, как разбойник, и зарыт в земле. Опомнись, вот тебе все блага мира, живи, наслаждайся, жажда удовольствий — чаша полная пред тобою.

— Мучитель, — отвечает святая дева, — я жажду небесного Жениха. Жажду вечной правды, и никакие земные удовольствия не в силах утолить моей жажды. И если бы ты дал мне все блага мира сего, и тогда душа моя не перестала бы жаждать вечной правды.

— Так напейся же, безумная, своей собственной кровью, — злобно процедил мучитель, давая палачу знак рукой.

Через минуту честная глава святой юной мученицы плавала в собственной крови, крови, пролитой за Христа… Казалось, что эта девичья кровь и кровь Божественного Страдальца слились в единый поток жизни…

Будем и мы, мои дорогие, искать правды Христовой, будем просить Бога, чтобы Он уязвил наше сердце жаждой правды и отвратил душу нашу от всякой неправды.

Господи, я истомился под зноем страстей палящих, Господи, я иссох, как цветок без живительной влаги, помилуй мя, пожалей и жаждущую душу мою напои водами. Аминь.

STSL


Жажда правды. Слово на Преполовение Пятидесятницы 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*