Великий Пяток

Днесь висит на древе иже на водах землю повесивый…

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! (Ин. 19, 14). В Великий Пяток, в пятницу Страстной Седмицы, Божественная литургия не совершается. Это самый скорбный день церковного года — день суда над Христом, день Его крестных страданий и смерти.

В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, погребение Христа. На этой вечерне поют тропарь «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове, покрыв, положи». Читается продолжительное Евангелие, в основу которого полагается текст евангелиста Матфея: самоубийство Иуды, осознавшего страшную ошибку, но не раскаявшегося; выбор иудейской толпой разбойника Вараввы вместо Христа; символическое умывание рук Понтием Пилатом; издевательства римских солдат над Иисусом и, наконец, путь на Голгофу. К этому чтению добавляются также два фрагмента из Евангелий от Луки (о покаянии благоразумного разбойника) и от Иоанна. Приближается иудейская суббота, по Закону нельзя, чтоб тела казнимых оставались на крестах, надо их снять, а для этого нужно, чтоб несчастные, наконец, умерли. Им перебивают голени, лишая возможности приподниматься на ногах для вдоха. Писание, однако, сбылось, кость Агнца (см.: Исход 12, 10) не сокрушилась — Иисус из Назарета к тому часу уже умер: но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин. 19, 34).

И здесь же, в эти же минуты богослужения возникает перед нами скорбная вереница жен­мироносиц: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27, 56). Через сутки с небольшим, в «ночь светозарную», мы пройдем их путем к запечатанным дверям Гроба.

Да молчит всяка плоть человеча

Еще не воскресенье. Еще только суббота. Великая Суббота — день, когда черное облачение храма и священников сменяют белым. Это происходит за Божественной литургией, после чтения Апостола, когда поется Воскресни, Боже, суди земли; яко Ты наследиши вовсех языцех (Пс. 81, 8). Победа Сына Божиего над адом, над смертью уже одержана: «Днесь ад, стеня, вопиет», — поется в стихире. Грехопадение Адама уже преодолено. Но весть о Воскресении из мертвых по земле еще не разнеслась, ведь жены-мироносицы, по заповеди о дне субботнем, пребывают в покое. И Сам Бог-Слово почил от Своих земных трудов.

Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…». Наконец, вместо «Достойно есть…» в храме звучит ирмос 9‑й песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе …».

А вместо Трисвятого мы слышим «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Потому что в христианской древности в Великую Субботу совершалось крещение оглашенных, в общину входили новые христиане. С недавних пор и в нашей епархии в этот день за Божественной литургией правящий архиерей совершает крещение оглашенных — взрослых, сознательно готовившихся ко Крещению.

…День уставленных куличами и творожными пасхами столов в храмовых двориках, день сверкающих на солнце брызг освященной воды, веселой толкотни, последних предпраздничных хлопот…

И день схождения Благодатного Огня в Иерусалимском храме. Благословенная суббота.

Марина Бирюкова

Православное Поволжье

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*