Что такое Образовательные чтения и для чего мы их посещаем?

8-9 декабря 2017 года в Саратове состоялись XV Межрегиональные образовательные Пименовские чтения «Нравственные ценности и будущее человечества».

Балаковское благочиние на форуме представляли: помощник благочинного Н.Н. Бударина, методист образовательного методического центра Н.А. Соколова и руководитель методического объединения учителей ОПК и ОРКСЭ Н.Ю. Казакова.

О том, что такое образовательные чтения и что интересного узнали участники XV Межрегиональных образовательных Пименовских чтений, рассказывает Наталья Леонардовна Бударина. 

Любые образовательные чтения – это форма общения педагогов с целью распространения передового опыта.

На таких форумах преимущественно заслушиваются доклады учителей, педагогов ВУЗов, руководителей учебных заведений, которые хотят поделиться накопленным опытом работы.

Но интереснее всего слушать выступления практиков, которые не просто «пишут» выступления, а ведут большую работу. Они уже «прожили» свой проект, почувствовали его «вкус» и делятся с вами им от всего сердца, чтоб те, кто смотрит и слушает, смогли не просто оценить проделанную работу, а взять что-то полезное для себя, приумножить и «пустить» дальше в жизнь.

Такими проектами для меня стали выступления педагогов на секции «Теории и практики духовно-нравственного воспитания в современной школе», проводимой в рамках XV межрегиональных образовательных Пименовских чтений на базе Свято-Покровской православной классической гимназии.

Слушая выступление О.В. Мелковой, учителя истории и обществознания Православной гимназии о нравственном воспитании учащихся старших классов на примере новомучеников, я думала: «Да, хорошо, мы тоже рассказываем своим ребятам о новомучениках, проводим целевые уроки, готовим выступления и доклады, съездили в Самару, чтоб побольше узнать о святом праведном Александре Чагринском, служившем в Балаково. Побывали в Хвалынске и узнали о святом мученике Александре Медеме. Но они молодцы, пошли дальше. Ребята не просто ездили в паломнические поездки с целью ознакомления, они «работали». Они снимали видеорепортажи, делали маленькие видеозарисовки, а по завершению всего проекта (поездок у них было много), смонтировали один большой фильм, получилось не просто интересно, а очень полезно, так как данный материал можно использовать и на урока истории, и во внеклассной работе, и, особо, в работе с родителями. Они-то, наверняка, оценят его по достоинству, потому что это труд их детей. Очень жаль, что у ребят из многих воскресных школ нет таких возможностей, потому что это, чаще всего, маленькие группы, не имеющие нужных средств».

Но дальше было выступление А.И. Обревко, учителя иностранного языка Православной гимназии, которая рассказала о проекте выпуска календаря-альманаха по иконе «Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных». И я поймала себя на мысли, как из «обычной» и, на первый взгляд, скучной и неинтересной работы можно сделать «увлекательное виртуальное путешествие», на это-то особых средств не надо.

Педагог иностранного языка с увлечением рассказывала собравшимся о том, что празднование Собора Новомучеников и Исповедников Российских было определено еще Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 г. О том, когда была написана икона и из каких частей она состоит.

И вон оно – «золотое» зернышко просвещения: на иконе имеются боковые клейма с изображением мученических подвигов. На этом «завязана» вся игра. Каждому классу предлагается одно клеймо, они сами принимают решение, как будут выпускать страничку календаря-альманаха (форма выпуска и оформление для всех единая — рукописная, а вот содержание разное). И тут в принятии решения ребятам помогает педагог: кто-то решает искать материал в библиотеке и интернете, кто-то решает посетить места, связанные с изображением на их клейме, кто-то организует переписку с здравствующими родственниками мучеников. Итог – создание двенадцати стендов, на которых представлен труд ребят, в виде рукописных заметок, собранной информации и фотографий, выдержек из писем.

Я отметила для себя еще одно выступление. Заместитель директора по учебной работе Православной гимназии Г.А. Минаева рассказала о проекте создания дискуссионного клуба «ПроЧтение», получившего поддержку Фонда президентских грантов.

Как хорошо, что данное выступление было лаконичным и конкретным без официоза в виде «Проект «Создание дискуссионного клуба «ПроЧтение»» направлен на продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие социального служения, волонтерского движения среди молодежи. Он будет опираться на культурно-исторический опыт и православные традиции, будет разработана уникальная комплексная образовательно-воспитательная программа, оснащенная методическими материалами …». А просто было рассказано, что проект будет нацелен на «возрождение» библиотеки, и, самое главное, для чего и как.

Все мы знаем, что практически многие библиотеки находятся на грани «исчезновения». Их закрывают за ненадобностью, ведь многие сейчас пользуются интернет библиотекой, онлайн книгой. Многие на это сетуют, но ничего не предпринимают. А вот наши коллеги молодцы.

К созданию проекта их «подтолкнули» молодые родители, которые просили помощи и задавали вопросы «Как привить ребенку любовь к книге». Они решили написать проект не просто по оснащению библиотеки новым оборудованием, а создать Клуб, для чего разработали целую программу мастер-классов, в том числе и для родителей. Педагоги православной гимназии планируют научить своих родителей как и что читать вместе с ребенком, проводить громкие чтения, пригласив на них представителей разных возрастов для совместного общения.

И я подумала: «Да, это же «возрождение» домашнего чтения «под абажуром», когда собиралась вся большая семья: бабушки, дедушки, дети и внуки и читали по очереди какую-нибудь интересную книгу вслух и обсуждали, делились мнением. Это же живое общение поколений, которого нам всем сейчас не хватает».

Православные образовательные чтения – это не только форма общения педагогов, но и «продвижение» православного образования, духовно-нравственного просвещения, углубленное осмысление полученного на форуме, с целью практического применения в «своих» условиях.

Слушайте, смотрите, берите для себя, видоизменяйте, добавляйте и несите взрослым и детям, ведь «живое православное слово» и благое дело в равной степени нам всем необходимо.

апву3

Что такое Образовательные чтения и для чего мы их посещаем?

Фото Н. Будариной

Комментарии закрыты