Тропинка, озаренная царским благословением

Евгения Бруславцева

Прихожанка Свято-Троицкого храма г. Балаково Надежда Ивановна Жиздюк говорит: «Я одна из первых прихожанок нашего храма, после его возрождения. Да и клуб, который размещался в нём, тоже посещала».

Как известно, с 1964 по 1987 годы в здании Свято-Троицкого храма находился Клуб завода им. Ф.Э. Дзержинского. В этот период юная Надежда приходила туда на танцы. Но до сих пор она вспоминает, как сжималось её сердце под пристальными взглядами святых, изображённых на стенах храма. Глаза суровых ликов с укором смотрели на веселящуюся молодёжь. Но замечали это далеко не все, искорка веры в душе Нади давала осознание греха осквернения святыни.

Когда в 1989 году старообрядческий храм был передан Русской Православной Церкви, Надежда Ивановна стала посещать богослужения, которые проходили тогда в малом приделе храма в честь Александра Невского. И искра, теплившаяся в душе, загоралась всё ярче, выявляя из её глубин заложенную предками православную веру.

А.Ф. Полулях второй слева

Рассказывая о представителях своего славного рода, особое место Надежда Ивановна отвела деду — Алексею Филимоновичу Полулях, с его удивительной и трагичной судьбой. Уроженец Саратовской земли, Алексей в 19 лет попал в северную столицу — Санкт-Петербург. В начале XX века, будучи в старшем обер-офицерском чине ротмистра, он возглавлял охрану царицы Александры Фёдоровны — супруги Николая II. При первой встрече с самодержцем, Алексей Полулях был поражён скромностью российского императора, его повседневная одежда с заплатками на локтях даже несколько разочаровала молодого ротмистра. Николай II с удовольствием работал в саду, его дети, тоже очень скромные и приветливые, как и отец не чурались никакой работы. От царской семьи в дар Алексей получил Библию и Евангелие, а наследник престола Алексей подарил тёске фарфоровое пасхальное яйцо. К сожалению, подарок царевича не сохранился, а священные книги благоговейно хранит сейчас Надежда Ивановна. Глубоко почитая Николая II и его семью, Алексей своих детей называл именами царственными, среди 14-ти его малышей были Анастасия, Мария, Ольга, а среди мальчиков — Алексей и Николай.

После революции Алексей Филимонович Полулях, являясь крупным финансистом, возглавлял банк в Покровском. Затем был директором Заготконторы, но о его прошлом царского офицера власти не забывали. Однажды родственник, обидевшись на Алексея за то, что он выдал ему шерсть, такую как всем, а не самую лучшую, решил отомстить. И заявил в соответствующие органы на директора Заготконторы, указав, что у него дома висит групповой фотопортрет Николая II и его семьи. Донёс и о том, что Алексей, как затаившийся враг, ждёт возрождения монархии в России.

Понимая, в какое время он живёт, Алексей Филимонович на обратной стороне большой фотографии Романовых расположил портрет Маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова. Догадавшись о намерениях родственника, он перевернул фотографию и пришедшие с обыском представители власти кроме портрета государственного и партийного деятеля ничего больше не обнаружили. А на расспросы: «Где фотография царской семьи?» и «Ты что ждёшь царя?» — хозяин лишь недоумённо пожимал плечами.

Но волна репрессий всё же докатилась и до бывшего царского ротмистра. В 1937-м году Алексей Полулях был арестован и бесследно исчез. Его жену и детей сослали в Казахстан. Множество лишений и тяжких испытаний пришлось перенести семье врага народа.

Со слезами на глазах Надежда Ивановна вспоминает рассказы матери о том, как умирали от голода её дети. Тогда из десятерых осталось только трое. А мама от работы на лесоповале так похудела и почернела, что в 25 лет выглядела старухой. Но и в самые трудные времена в Среде-Азиатской ссылке семья Надежды Ивановны оставалась православной. Бабушка была старостой церкви, обладая феноменальной памятью, она знала наизусть Библию и Евангелие.

Однажды, когда Надю и её двоюродную сестру, на виду у всей школы отчитывали на пионерской линейке за то, что они ходили в храм накануне Пасхи освящать куличи и яйца, сердца девочек сжались от всеобщего порицания. Но всё же на вопрос: «Вы что же и в Бога верите?» — Надя не колеблясь ответила: «Да!» А двоюродная сестра испугавшись, пролепетала: «А я не верю, я просто так пошла».

Прошли годы, и семья Алексея Полулях вернулась в Саратовскую область. Надежда Ивановна стала жить в Балакове, получила профессию инженера-химика. О том, что страстотерпец Николай II не оставляет своим благословением её семью внучка царского офицера убедилась в 2000 году.

Перед отъездом на симпозиум в Москву, Надежда Ивановна увидела в одной из телевизионных программ сюжет о том, что в Россию привезли чудотворную мироточивую икону Царя-мученика Николая II. Мысль о том, что приложиться к этому святому образу было бы большим счастьем, сразу мелькнула у неё в голове.

Пребывая в столице, женщина зашла на вечернюю службу в храм во имя Николая Чудотворца и спросила у работницы церковной лавки:

— У вас в храме есть чудотворные иконы?

— Да, Вам очень повезло, — ответила та, — сейчас у нас на аналое находится чудотворная икона царя Николая, привезённая из Канады.

Радостному удивлению Надежды Ивановны не было предела. Подойдя к святому образу помазанника Божия, с чьим именем так тесно связана история её семьи, она со слезами приложилась к ней. На изображении за спиной царя от масленичного миро образовались пятна в виде крыльев. Переполненная чувствами, женщина купила небольшую бумажную копию иконы Николая второго и приложила её к святыне.

Через месяц в домашнем иконостасе Надежды Ивановны икона замироточила. «У меня и в мыслях не было, что бумажная икона может мироточить. Думала. что попало масло от лампады», — говорит она. Но потом масленые пятна за спиной на изображении российского императора так же стали напоминать крылья, как на первообразе.

По всей видимости, это чудо произошло у внучки царского офицера не случайно. Свято сохраняя память своего рода и оберегая его семейные реликвии, Надежда Ивановна идёт по тропинке, проторенной её предками. И тропинка эта озарена светом благодати православной веры и благословением русского самодержца.


Тропинка, озаренная царским благословением

Фото Н. Зарочинцевой

Комментарии закрыты